Школа на вырост

Как воспитать поколение конкурентоспособных специалистов

 

Заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации Людмила Огородова поделилась с журналистами результатами, достигнутыми в сфере науки и образования, подвела итоги работы в 2021 году. Судя по презентации, представленной ею, Томская область добилась не только значимых успехов в этой сфере, но и стала инициатором многих прорывных идей.

Молодым у нас дорога

Прежде всего Людмила Огородова отметила, что научно-образовательный комплекс стал ведущей отраслью региона, о чем говорят такие цифры: 33% жителей области заняты в этой отрасли, а количество организаций, представленных в ней, превышает 550.

– Не говоря уже о стратегии социально-экономического развития региона, принятой в 2021 году, где изложена концепция, основанная на том, что это умный регион, комфортный для проживания и развивающийся за счет научного образования и научно-технологического потенциала, – подчеркнула Людмила Огородова. – И команда губернатора чувствует ответственность за реализацию этой концепции.

Заместитель губернатора напомнила, что президент объявил предыдущий год годом науки, чтобы сделать акцент на поддержке молодежи, развивая для этого соответствующую инфраструктуру, создавая стипендиальные фонды, увеличивая целевое финансирование, и все это для того, чтобы научные исследования стали более доступными. Для Томского региона такие задачи особенно актуальны, ведь нынешние молодые ученые – это те, кто будет развивать Томскую область дальше.

Людмила Михайловна также заметила, что 2022 год Организация Объединенных Наций объявила Годом фундаментальной науки, так что преемственность продолжается. И это еще раз говорит о том, что без научно-технологического ответа на глобальный вызов дальнейшее развитие общества не представляется возможным.

 

Возможности, равные для всех

Людмила Огородова отметила, что в прошлом году в интересах отраслей науки и образования реализовывались три федеральных проекта. Это нацпроекты «Образование», «Демография» и «Цифровая экономика». В этом году эти национальные цели также остаются. Поскольку поставлена задача вхождения Российской Федерации в 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, то большое внимание уделяется созданию условий для воспитания: духовного, технологического, цифрового, в связи с этим должна быть обеспечена равная доступность качественного образования. В регионе разработан проект «Воспитание», который внедрен во всех образовательных учреждениях.

– Мы пришли к пониманию, что общее образование должно обеспечить умную школу как стартовую площадку для развития научного, технического, конструкторского, инновационного рынка для нашего региона, – отметила она. – Поскольку экономика, которую мы имеем сегодня и будем строить в будущем, – это новые рынки, основанные на новых технологиях, то должны быть люди, получившие образование, которые понимают, как работать в условиях вызовов, неопределенности, как строить и развивать эти рынки. Такова наша экономика и таковы наши задачи.

 

Справка «ТН»

Вопреки расхожему мнению число студентов в томских вузах остается стабильным. Сегодня у нас обучается 60 016 студентов. В 2020 году обучалось 58 294 студента. Рост очевиден. 

 

В связи с этим было подчерк­нуто, что равная доступность качественного образования, причем с самого раннего возраста, – это вызов для нашей школы, которая на 57% состоит из малокомплектных школ. Но это одновременно и задача национального проекта «Образование» – сфокусировать мероприятия нацпроекта в первую очередь на сельской школе. Поэтому было интересно поработать над реализацией этого проекта – развитием современной школьной среды, вовлеченностью детей в реализацию общих задач, а также повышением охвата научно-техническим творчеством. Сегодня он составляет 26% детей, а всего три года назад было 8%. Поскольку развитие школьной среды невозможно без развития цифровых технологий, 78 образовательных организаций были обеспечены техническими средствами обучения, 31 тыс. детей проходит обучение с использованием цифрового оборудования.

Но одновременно важен и рост потенциала педагогов. Цифровая трансформация науки потребовала их переподготовки, повышения квалификации. Для этого были открыты курсы непрерывного повышения профмастерства. Плюс к этому имеются федеральные инновационные площадки. Их, кстати, во всей Российской Федерации всего около полусотни, и четыре из них находятся в Томской области, в том числе ТОИПКРО и уникальный Губернаторский Светленский лицей.

Шанс стать востребованным

В прошлом году демографический рост сильно отразился на системе образования. В планах – строительство двух новых школ, начинается реализация очень серьезной программы капитального ремонта малокомплектных школ: 13 – в 2022 году, 10 – в 2023. Он будет вестись в рамках госпрограммы модернизации школьных систем образования.

 

ЦИФРА

39,51 тыс. рублей составила в 2021 году средняя зарплата учителя в Томской области.

 

А еще во всех муниципальных образованиях есть «Точки роста» и офисы цифровой образовательной среды. Томская область стала федеральной площадкой работы «Точек роста» в Российской Федерации. И этим можно гордиться. Потому что этот проект стал основой для создания образовательно-отраслевых кластеров: от «Точек роста» до мастерских среднего профессионального образования региона. Модель, предложенная Томской областью, в министерстве просвещения признана лучшей. Такие мастерские дают возможности для получения первой профессии не только всем желающим, но и детям, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Как это работает? Если в муниципальном образовании есть техникум (или филиал) или колледж, то к нему присоединяется «Точка» и создается единый образовательный кластер. Привлекается бизнес, которому нужны кадры. Создается современная система профессионального образования.

– Образовательно-отраслевые кластеры существуют для включения специалистов в ту сферу, которая имеется на территории муниципального образования, – уточняет Людмила Огородова, – чтобы он не просто профессию получил, а профессию под рабочее место в экономике, которая работает в этом регионе. Мы систему подготовки кадров разделили на две группы. Кадры текущих технологий и кадры новых технологий для новой экономики. И мы сегодня уже получаем объемный заказ на кадры новой экономики. Работа эта идет очень активно.

 

Наши достижения

Что касается в целом томского научно-образовательного комплекса в 2021 году, то объем финансирования превысил 37 млрд рублей.

 

ЦИФРА

Научно-образовательный комплекс Томской области:

307 школ, 197 детских садов, 71 организация допобразования, 33 техникума и колледжа, 9 филиалов техникумов, 6 вузов, 3 филиала иногородних вузов, 1 негосударственный (частный) вуз, 6 институтов РАН, 1 ТНИМЦ, 3 неподведомственные МОН РФ научные организации.

 

Прирост финансирования по отношению к 2020 году, по предварительным данным, составил 19%. Тогда оно составляло 31 млрд рублей, а в 2021-м увеличилось до 37 млрд.

 – Эти средства в том числе выиграны научно-образовательными организациями на конкурсах и предназначены для выполнения образовательных программ и научно-технологических разработок. Нам доверены очень серьезные мероприятия в рамках крупных проектов, – отметила замгубернатора.

Более 5,6 млрд рублей в организации томского научно-­образовательного комплекса поступило из федерального бюджета на обновление приборной базы, создание молодежных лабораторий, поддержку и развитие уникальных научных установок, а также грантовое финансирование проектов Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда и реализацию других проектов по постановлениям Правительства РФ, включая «Приоритет-2030».

– В 2021 году в Томской области создано шесть молодежных лабораторий по тематическим направлениям научно-образовательного центра мирового уровня с общим объемом трехлетнего финансирования 270 миллионов рублей из средств федерального бюджета, – подчеркнула Людмила Огородова.

Вице-губернатор отметила достижения томской науки. В частности, большое прикладное значение имеют разработки Института физики прочности и материаловедения СО РАН. Объем отгруженной продукции, произведенной с использованием разработанных в ИФПМ технологий его крупными индустриальными партнерами (предприятие «Сеспель», организации ГК «Роскосмос» и другие), в 2021 году превысил 2,5 млрд рублей.

Людмила Огородова также отметила научные исследования мирового уровня, выполняемые в Институте оптики атмосферы СО РАН с помощью самолета-лаборатории «Оптик». Томские ученые в рамках климатической повестки исследуют состояние атмосферы, в том числе содержание в ней парниковых газов, над обширными территориями Сибири и Арктики.

Андрей Суров

Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =