Сокровища Андрея Халявина

Но ими можно только любоваться

У томича Андрея Халявина есть свой собственный парк автомобилей. В этом парке – несколько десятков моделей. Есть и гоночный грузовик Sisu, и микроавтобус «Мерседес-Бенц», и внедорожник ГАЗ-69, и гоночный автомобиль McLaren, и тягач Scania, и несколько бронеавтомобилей разных марок. Андрей не просто полноправный их владелец, он сам все эти машины построил. Точнее, склеил – из бумаги, картона, деревянных зубочисток, ватных палочек и кусочков фольги.

Одна, но пламенная страсть

Конструирование автомобилей – главная любовь Андрея с детства. Ни одно другое увлечение, никакая другая страсть не смогли занять в его душе место, которое лет с семи и до сих пор принадлежит автомобилям. Те, у кого детство было советским, хорошо помнят маленькие модельки машин, которые для многих мальчишек были невероятно желанными и даже вожделенными для их коллекций игрушечных авто. Миниатюрные «москвичи» и «жигули», уменьшенные в 43 раза по сравнению с оригиналом, были металлическими, у них открывались двери, а внутри были сиденья, руль и рычаг переключения скорости. Стоили эти машинки не очень дешево, поэтому родителей приходилось упрашивать их купить.

Хотелось иметь такую машинку и Андрею. Уже лет в семь он стал мечтать о маленькой модели легкового автомобиля, ничем не отличающейся от оригинала. А в 10 лет понял, что может сделать такую модельку сам. В Советском Союзе был довольно популярен журнал «Юный техник», для многих будущих технарей он стал своеобразной дверью в профессию. Помимо массы увлекательных материалов в этом журнале печатали выкройки машин для бумажного моделирования. Именно с такой выкройки и началось увлечение Андрея Халявина.

Его первой машиной стала «Нива». Журнальная выкройка была на тонкой бумаге, долговечную модель из такой не склеишь. Поэтому сначала ее нужно было через копирку перерисовать на картон, затем аккуратно вырезать и только потом склеить свою собственную машину. В доступе был только самый простой канцелярский клей, который долго сох, оставлял белесые следы и мог испортить даже самую тщательную работу. Андрей был терпеливым и усидчивым, но даже его аккуратность и кропотливый труд не давали гарантии, что склеенная модель машины получится такой, как надо. Но он не сдавался и продолжал одну за другой собирать из картона свои модельки. До тех пор пока в школьной программе не появился такой предмет, как черчение.

Талант в наследство

Рисовать Андрей любил всегда, сколько себя помнит. Причем работы у него получались отличные, хотя никто его основам рисования не учил. Но его дед, Василий Григорьевич Халявин, был довольно известным в Томске самодеятельным художником, членом Союза художников СССР. Его большие картины, написанные маслом, до сих пор хранятся в семье. Андрей деда-художника никогда не видел, тот умер довольно рано, но уверен, что способность к творчеству досталась ему в качестве наследства от Василия Григорьевича.

На первых же уроках черчения в школе Андрей понял, что ему это занятие дается легко. Он отлично чертил и быстро схватывал объем и габариты изображаемого предмета. Поэтому стал сам придумывать и делать бумажные детали моделей автомобилей, которые хотелось склеить. Измерял подвернувшиеся под руку игрушечные машинки и на их основе создавал собственные бумажные модели. Сам придумывал дизайн этих чудо-автомобилей. Полету творческой мысли помогали картинки из журнала «За рулем», в каждом номере которого на последней странице обложки публиковались рисунки легендарного советского дизайнера автомобилей Александра Захарова. Эту страницу, вырезанную из журнала, Андрею регулярно присылал по почте другой его дед.

В школе Андрей о своем увлечении никому не рассказывал, на выставки модели не носил и похвалы не ждал. Занимался автомобильным конструированием из бумаги только для себя, это стало его непреодолимой внутренней потребностью.

Нереализованная мечта

С годами потребность в любимом творчестве никуда не исчезла. До 25 лет Андрей жил в Хабаровске, где служил его отец, военный. Там же Халявин поступил в институт, выбрав политехнический. Он мечтал быть дизайнером автомобилей, но такого факультета в хабаровском политехе не было, поэтому пошел на специальность «организация перевозок». Но в институте был преподаватель, точно так же увлеченный конструированием моделей машин. Он собрал вокруг себя талантливых первокурсников, которые умели рисовать, и они стали придумывать новые модели для отечественного автопрома. Но все их придумки так и остались фантазиями на бумаге. Студентов из этого кружка, кто попал на практику на российские автозаводы, даже близко не подпустили к конструкторскому бюро, не говоря уж о том, чтобы дать им возможность попробовать свои силы в автомобилестроении.

Об этом периоде в своей биографии Андрей Халявин говорит с легкой горечью. Нереализованная мечта стать создателем новых моделей отечественных автомобилей до сих пор отзывается грустной нотой в глубине души. Но жизнь идет по своим правилам, и часто ее пути не совпадают с нашими мечтами. После первого курса института Андрей отправился на службу в армию. Служил на военном корабле. И даже там, в армейских условиях, у него нашлась возможность чертить и склеивать модели. На корабле он собрал их целых три. А гораздо позже сконструировал и сам этот корабль, на котором служил. Сейчас он украшает домашнюю коллекцию Андрея.

В этой коллекции не только разнообразные автомобили, которых больше двух десятков. В ней и корабли, и самолеты, и оружие. Халявин сделал из бумаги и картона точную копию знаменитого автомата Калашникова. Макет получился изумительно похожим на оригинал. Не сразу догадаешься, что и ствол, и приклад, и те части автомата, которые отливают металлическим блеском, из бумаги, покрашенной черным или серебристым маркером. Есть в его коллекции несколько моделей бумажных пистолетов, в том числе элегантный английский кольт.

Творчество как второе я

Несмотря на долгие годы, отданные любимому увлечению, Андрей до сих пор не потерял интереса к бумажному творчеству. Планов по поводу того, что хочется сделать, у него громадье. Выкройки для новых моделей он уже давно сам не рисует, сейчас любую модель можно найти в интернете. Поэтому собирать крошечные машинки, кабины которых оборудованы как настоящие, а колеса крутятся и двери открываются, Андрей планирует до старости. Пока будут видеть глаза и работать пальцы, склеивая мельчайшие детали, многие из которых и не разглядеть без лупы.

Жена Андрея, Алла, поддерживает его в этом увлечении, хвалит и постоянно подталкивает к тому, чтобы он собирал все более сложные модели. Не для того чтобы кого-то удивить, а для души. А сам Андрей говорит, что это творчество стало уже его вторым я. Весь день он проводит на работе – в цехе по производству телефонных кабелей на заводе «Сибкабель», а вечерами и по выходным сидит со своими моделями, то приклеивая крошечный руль к малюсенькой приборной панели, то вставляя миллиметровые кусочки фольги в еле заметные боковые зеркала кабины…

Я спросила его, о чем он думает, когда часами сидит за этой сложной и кропотливой работой. Андрей ответил, что в эти моменты окружающего мира не существует. Есть только стол, инструмент в руках, выкройка перед глазами и твердая рука. Иногда после этой работы он смотрит на результат и удивляется: «Неужели это действительно я собрал?»

Автор: Ирина Корнева
Фото из архива героя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть − 2 =