Спектакли в полночь и самолет для фронта. Какой была театральная жизнь Томска в военные годы

Четырнадцать премьер одна за другой. Почти 900 сыгранных спектаклей и 500 тысяч благодарных зрителей. Такими выдались театральные сезоны в Томске в годы Великой Отечественной войны.

В те непростые времена театральная жизнь города не просто не сошла на нет. В каком-то смысле она стала даже еще более насыщенной, интересной, яркой. В музее томской драмы хранятся уникальные архивные документы, афиши, реквизит и костюмы спектаклей той поры. Увидеть их можно на выставке, которая развернется в фойе перед концертом «…И все-таки мы победили!»  7 и 8 мая. Праздничная программа объединит на сцене всю труппу театра.

Яичный порошок и ботики по моде

Среди афиш, представленных на выставке, – афиша первого послевоенного сезона. В репертуаре «Давным-давно» А. Гладкова, «Сады цветут» В. Масса, «На дне» М. Горького. На судьбу последнего повлияла война. Вернее, ее окончание. Когда прилетела радостная новость о победе, запланированная на начало мая премьера по пьесе Горького была без сожаления перенесена. На ее место встал праздничный концерт, которым коллектив поздравил город с радостным событием. В этот день двери театра были распахнуты для всех желающих. Это был исключительный случай, когда посетить театр можно было совершенно бесплатно. 

Война, безусловно, внесла коррективы в жизнь города. Но не отменила желание томичей посещать спектакли. Театр тоже жил полной жизнью. Выпускались премьеры, печатались афиши тиражом в 100 экземпляров. Даже по сегодняшним дням тираж более чем приличный.

В первые месяцы войны коллектив томского театра был переведен в Кемерово, где слился с местной труппой. Томскую сцену, в свою очередь, занял эвакуированный Первый Белорусский государственный драматический театр, впоследствии получивший имя Янки Купалы. Война застала белорусов во время гастролей. В сибирский Томск артисты ехали в чем были: в легких летних платьях и обуви. Львиную долю декораций, костюмов сохранить также не удалось. Томск всех принял, разместил, обогрел. Например, местные предприятия, выполнявшие военные заказы, помогали заново создавать декорации и реквизит.

К артистам вообще было особое отношение. Они считались элитой. И в каком-то смысле даже законодателями мод. Одна из актрис фронтового театра имени Чкалова, который прибыл в Томск в апреле 1945 года на место вернувшихся уже тогда домой белорусов, щеголяла в ботиках. Вещица весьма редкая и модная по тем временам. Мало того, ботики были не привычного черного цвета, а беленькие. Что стало шиком вдвойне. Другая актриса носила дамские брючки. Деталь гардероба не менее изысканная, чем ботики.

Но это все уже из другой, мирной жизни. А в военные годы театр был хлебным местом. В прямом смысле этого слова. При театре работал магазин, где можно было разжиться колбасой, яичным порошком, тушенкой и другими дефицитными продуктами. И вот любопытная деталь: за срыв репетиции, опоздание на спектакль и другие проколы работники театра могли лишиться талонов в магазин. Такой вот способ поддержания дисциплины.  

Милиция в кассовом зале

Если говорить о жизни по другую сторону рампы, то томичи на спектакли ходили регулярно. Впечатлений от встречи с искусством не портили даже холод, царивший в зрительном зале в особенно суровые зимы, и необходимость сидеть весь спектакль в верхней одежде.

Томск всегда был театральным городом. И в военный период своим принципам не изменил. Более того, говорится даже о некотором всплеске зрительской активности. Что объяснимо. В годы вой­ны в Томск было эвакуировано более 30 промышленных предприятий. А вместе с ними и инженеры – интеллигенция, любящая и понимающая искусство. Театр оказался популярен настолько, что даже пришлось прибегнуть к помощи милиции. Сохранились архивные документы, в которых администрация театра просит установить в кассовом зале пост милиции. Здесь, как и в зрительном зале, частенько случался аншлаг. Так что после визита в кассу у особенно невнимательных посетителей частенько пропадали из карманов деньги или билеты.

Зрительский ажиотаж не в последнюю очередь вызывал и высокий профессиональный уровень театра. Кое-кто из эвакуированных белорусских артистов был известен по кино. И вообще это была совершенно другая театральная культура, которую томская публика впитывала с большим интересом и удовольствием.

 

Комедия и не только

Репертуар театра военных лет – разговор отдельный. Готовясь к работе на новом месте, белорусский театр пересмотрел весь свой репертуар, взяв из него в первую очередь то, что в какой-то мере отвечало переживаемому моменту. Выбор пал на героическую драму «Партизаны» Кондрата Крапивы о борьбе белорусского народа с оккупантами в период Гражданской войны и иностранной интервенции и на комедию Александра Корнейчука «В степях Украины». Этими пьесами белорусы открыли свой первый военный сезон в Томске.

Большой популярностью у пуб­лики также пользовались спектакли на патриотические темы и сатирические комедии. И те и другие помогали поднять дух людей и приободрить в те непростые времена.

Артисты выступали не только в стенах театра. С первых дней пребывания в Томске белорусский коллектив сотрудничал с лечебными учреждениями города, выступал перед ранеными бойцами и офицерами. Еще до открытия сезона артисты стали обслуживать призывные пункты, воинские части и училища, заводы. Эта работа продолжалась всю войну.

А еще выездные бригады часто выступали с концертами и спектаклями в многочисленных колхозах области. Нередко работали в трудных условиях. В книге «Полтора века томской сцены…» Анатолия Иванова есть подробное описание, как во время поездки по Зырянскому району, например, актеры преодолели более 100 километров по весеннему бездорожью. А за поездку по крупнейшей сибирской магистрали – Оби – продолжительностью в полтора месяца коллектив посетил ряд городов и поселений Нарымского края, куда ранее профессиональный театр никогда не приезжал. Выступать приходилось в небольших рыбацких поселениях. Сценой становились школы, избы-читальни, а иногда и бочки для рыбы, покрытые досками. Приспосабливаясь к условиям деревенской жизни, актеры играли спектакли и в полночь, и в семь часов утра. Это был вклад артистического цеха в дело Победы.

Порой это был вклад не только моральный, но и вполне материальный. В той же книге Анатолия Иванова приводится любопытный факт о том, как коллектив кемеровского театра, который, как говорилось ранее, пополнили томичи, собрал 100 тыс. рублей на строительство самолета «Кемеровский артист» для Красной армии. За что получил письменную благодарность от Верховного главнокомандующего.

Великая Отечественная война наглядно доказала: искусство, театр не только неотъемлемая часть жизни, но и потребность.

Екатерина Журавлева

Фото из архива театра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 3 =