Строили и будем строить!

Пообещал врио губернатора Томской области Владимир Мазур, отправляя в плавание новый теплоход

ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод» – старейшее и крупнейшее предприятие в нашем регионе, ведущее свою историю еще с 1879 года. За более чем сто лет здесь было построено более 400 и отремонтировано несколько тысяч судов разных видов и модификаций. Компания динамично развивается и в наше время. На днях здесь состоялся спуск на воду нового обстановочного теплохода. В церемонии принял участие временно исполняющий обязанности губернатора Томской области Владимир Мазур.

Пускай дети любуются кораблем!

В этот праздничный день огромная площадка в центре завода, где на специальных платформах возвышался бело-синий красавец теплоход, была полным-полна людьми. Здесь и руководители компании, ожидающие приезда и. о. губернатора, и рабочие, и ветераны предприятия, и даже дети из окрестных школ, прибывшие организованными группами. Чувствуется, что спуск на воду – это важное событие для всего поселка Самусь, живущего судами.

– А что за название такое интересное – «обстановочный теплоход»? – задаю вопрос генеральному директору завода ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод» Николаю Вдовенко.

В ответ руководитель терпеливо вводит в курс дела, объясняя детали.

Теплоход, уже получивший название «Александр Шароглазов» (в честь известного енисейского капитана), – первое из двух одинаковых судов проекта 3052, строящихся на заводе в рамках договора, государственным заказчиком которого является ФКУ «Речводпуть». Генеральным подрядчиком строительства выступило ООО «МТ-Групп». Второй теплоход планируется спустить на воду через две недели.

Нынешний корабль изготовили за 21 месяц. Стоимость его строительства – около 200 млн рублей. Главное назначение судна, длина которого составила почти 36 метров, а ширина 6,5 метра, – следить за обстановкой на водных объектах. Причем как речных, так и морских. Отсюда и название «обстановочный». Эксплуатироваться суда будут в Енисейском бассейне водных путей. Экипаж из десяти человек станет заниматься установкой, снятием, обслуживанием речных и озерных знаков навигационной обстановки, а также контролем состояния судового хода, буксировкой барж. Кстати, конструкция теплохода допускает его эксплуатацию в мелкобитом льду толщиной до 20 сантиметров.

Нашу беседу прерывает оживление среди рабочих. Подъехал и. о. губернатора Томской области Владимир Мазур. Запомнилась интересная деталь: прежде чем обратиться к собравшимся, он попросил детей, которые выстроились в отдалении, подойти поближе.

– Дети – это наше будущее, – объяснил он. – Пускай будут рядом, любуются этим кораблем.

Завод занимает земельный участок площадью 156,4 тыс. м2, имеет удобный затон площадью 1,72 тыс. м2, судоподъемное устройство гребенчатого типа, механосборочные цеха, достроечный причал с портальным краном.

Работали и будем работать!

Глава региона поблагодарил рабочих и инженеров Самусьского судостроительно-судоремонтного завода, жителей поселка Самусь за завершенный проект.

– В то время, когда всей стране непросто, когда российских производителей пытаются лишить заказчиков и поставщиков, мы находим решения задач, – подчеркнул врио губернатора Томской области Владимир Мазур. – Производство нашего завода загружено на полную мощность на годы вперед, а значит, коллектив будет с работой. Никто нас не остановит, работали и будем работать, строили и будем строить.

– Большому кораблю – большого плавания! – пожелал предприятию Владимир Мазур. Он также посетил производственную площадку Самусьского завода, где пообщался с рабочими.

А эстафету церемонии подхватил генеральный директор завода Николай Вдовенко:

– В этом году у нас первый спуск на воду, но мы на заводе потрудились хорошо, поэтому будут и другие спуски, – отметил он, – так что приглашать вас мы будем теперь часто. В 2022-м завод планирует завершить строительство двух обстановочных теплоходов, двух морских барж для компании «Норникель» Енисейского морского пароходства, наплавного моста через реку Конду в ХМАО. С гордостью заявляю, что наши производственные мощности на ближайшие два года загружены на сто процентов.

Ну а что же заказчики судна? Что для них это событие?

– Мы внимательно следим за жизнью завода, – отметил руководитель ФКУ «Речводпуть» Михаил Дробин, – это предприятие выполняло и предыдущие наши заказы. У завода хорошая репутация. Надеемся, что он будет участвовать в наших конкурсах и дальше. Желаю заводчанам побольше работы!

И ее здесь не боятся. Стоит отметить, что ООО «Самусьский ССРЗ» – крупнейшее судостроительное предприятие в Сибирском федеральном округе. Оно входит в группу компаний ЗАО «СЦЛ», объединяющую добывающие, транспортные и строительные компании. Какие только суда не спускали на воду за более чем век работники предприятия! И катера, и яхты, баржи и паромы, понтоны и плавучие краны, грузовые, пассажирские и очистные суда для речного флота.

Ставка – на российское

Предмет особой гордости: трюмная несамоходная баржа грузоподъемностью 2 800 тонн, построенная в 1993 году. Сейчас она эксплуатируется на реке Рейн в Голландии под названием «Самусь». Это был первый и единственный заказ за рубеж. Речной регистр ее принял, и она ушла своим ходом из Самуськов через тогда еще Ленинград в Голландию.

Предприятие и сегодня способно решать задачи любой сложности в области судостроения даже в условиях санкционного режима.

– Я с уверенностью и гордостью заявляю, что на этапе проектирования этих судов мы изначально заложили максимальное количество оборудования, произведенного в России, – отметил исполнительный директор ООО «МТ-Групп» Денис Клемин, – эти теплоходы на 95 процентов состоят из наших комплектующих, что в будущем позволит эксплуатирующей организации без проблем организовывать сервис, обеспечение запчастями.

Ждем близнеца

А представитель эксплуатирующей организации первый заместитель руководителя ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» Леонид Федоров поделился своей радостью:

– Для нас такой теплоход, безусловно, событие, – отметил он, – ведь это уже судно нового уровня, оснащенное современным оборудованием, автоматикой, электроникой. На нем хорошие условия для экипажа. Есть специальный кран для снятия буев. На фоне судов, которым по 40 лет и которые уже должны уйти на покой, он смотрится внушительно.

И вот самый торжественный момент. По давней традиции у каждого судна должна быть крестная мать, которая разбивает символическую бутылку шампанского о борт корабля, отправляя его в первое плавание. По решению руководства завода в этот раз ею стала инспектор ГО и ЧС завода Ольга Малафаева. Рука у женщины не дрогнула. И шампанское из разбившейся о борт теплохода бутылки под ликование собравшихся оросило реку.

Звучит соответствующая команда. И «Александр Шароглазов» медленно опускается на воду. Старт его водной жизни дан. Теперь судно ожидают приемо-сдаточные испытания. А мы будем ждать приглашения на спуск на воду его близнеца. Перегон двух теплоходов в бассейн реки Енисей и передача эксплуатирующей организации в Енисейск и Красноярск планируются на июль.

ЧТО СДЕЛАНО

    • В 2020 году завод завершил строительство двух морских барж, двух плавучих причалов, маломерного судна. Проведены мероприятия по закладке киля на строительство двух обстановочных теплоходов и двух буксиров-толкачей.
    • В 2021 году завершены работы по строительству двух буксиров-толкачей, наплавного моста через р. Лямин. Проведена закладка киля на строительство трех морских барж (из 10 по контракту с заказчиком).

Автор: Андрей Суров,
ФОТО: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.