Судьбы в памяти поколений

Зачем нынешним школьникам патриотическое воспитание

Как же не правы те, кто выражает сомнение, а то и вовсе утверждает, что патриотическое воспитание молодежи – это анахронизм, изжившая себя форма государственного влияния на подрастающее поколение, поскольку мировоззрение современных молодых людей отличается изрядным прагматизмом. Им бы, мол, денег побольше, да карьеру поярче, к которой они нередко шагают «по головам», невзирая на интересы других людей. А что уж там прошлое, история…

Областные конференции учащейся молодежи при участии ветеранов войны и труда, которые регулярно проводит Томский областной совет ветеранов, отбирая затем лучшие работы школьников и издавая их в виде сборника, свидетельствуют об обратном. Интерес к истокам, к своему военному прошлому, к семейным традициям, высокой нравственности, проявляемой при защите Отечества, у современного юного поколения не ослабевают, а лишь растет.

Взгляд в глубину

На днях при поддержке Томской областной администрации вышел в свет очередной сборник таких работ, посвященный 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, памятным датам истории Отечества, Году педагога и наставника. Называется он «Люди и судьбы».

В нем собраны доклады, основанные на воспоминаниях участников и ветеранов войны и труда, архивных документах, семейных реликвиях, исторической литературе. Школьники рассказывают о томичах – участниках битвы за Сталинград и сражения на Курской дуге, о детях войны, об экспонатах Великой Отечественной войны, хранящихся в школьных музеях, а также о работе томских поисковых отрядов. Также в этом году в сборнике появился раздел, посвященный боевым действиям на Украине.

– Отрадно отметить, – говорит председатель Томского областного совета ветеранов Николай Кобелев, – что интерес учащейся молодежи к военным страницам нашей истории не только растет, но и углубляется. Ученики в своих докладах не просто рассказывают о славных страницах из жизни земляков-героев, но во многих случаях представляют глубокие исследовательские работы, посвященные важным вехам Великой Отечественной войны. Юные исследователи стремятся к поиску достоверных фактов, архивных материалов. Достойное место в сборнике отведено учителям Томской области, которые отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, трудились в годы лихолетья у школьной доски.

Бойцы 19-й Гв. дивизии на привале, 1945 год

О родственниках – с любовью

Меняется время, меняется поколение. К истории Великой Отечественной войны обращаются уже внуки и даже правнуки. У них еще есть счастливая возможность услышать живые рассказы тех, кто прошел тяжелыми дорогами войны и выжил, кто пережил лихолетье в тылу, помогая своим трудом фронту. Поэтому так трогают щемящие рассказы учеников о фронтовых подвигах земляков. Особой теплотой пропитаны рассказы ребят о семейных традициях, о подвигах ближайших и дальних родственников, которыми они гордятся. В каждой семье – свой «Бессмертный полк»…

К счастью, это поколение избежало повального заражения вирусом безвременья. Оно немало знает о войне. И гаджеты, за привязанность к которым мы укоряем современную молодежь, ей в подмогу. А откуда черпать знания, если учебники истории не могут представить полную картину мира? У юных исследователей свои ориентиры и свои приоритеты – большинство школьных работ посвящено Сталинградской битве, обеспечившей перелом в победе над врагом. Любопытно и то, что у ребят есть потребность взглянуть на это величайшее сражение с другой стороны – глазами немецких солдат.

Надо признать, современные юноши и девушки не отягощены «чувством вины», которое долгие годы приводило к умолчанию такой деликатной и болезненной темы, как попадание в плен. Поэтому их истории, услышанные от живых участников тех драматических событий, лишены налета неловкости, некой скороговорки и, напротив, рассказываются с искренним интересом и открытостью, которая дает возможность самим рассказчикам не просто «реабилитироваться», а встать в одну шеренгу с теми, кто добывал победу. Да, с ними это случилось, но они остались верны Родине, Победе. Это ценная правда жизни…

 

Наш долг – не позволить никому переписать историю о подвиге народа. Этим мы и занимаемся в рамках патриотического воспитания. Работы в этом направлении у нас много.

Владимир Мазур,
губернатор Томской области

Кто они, герои?

Герой на войне. Кто он? Есть сложившийся стереотип, которому наши авторы работ, конечно же, следуют. Это осознанный выбор – жизнь или смерть, когда в момент наивысшей опасности боец, спасая своих сослуживцев, бросается на амбразуру, под танк. Такие примеры были не только в Великую Отечественную войну, но и в наше время, в ходе проведения специальной военной операции на Украине. О них рассказывается тоже. Но само героическое пространство как бы расширяется и приземляется – победой мы обязаны не только тем, кто ради нее пожертвовал жизнью, но и кто, несомненно, рискуя, исполнял незаметную и необходимую службу (в прямом смысле), – как протоиерей Иван Кнопов или пекарь Михаил Волосков, награжденные многочисленными боевыми орденами. Есть также такие малоизвестные истории, как гибель «Кап Арконы» – немецкого океанского лайнера с живым грузом, предназначенного немецким командованием к исчезновению, который по ошибке вместо спасения был затоплен Британскими Королевскими ВВС.

Тандем: учитель – ученик

Рядом со школьными фамилиями по праву стоят подписи их наставников. Тот факт, что нынешняя конференция проходила в Год педагога и наставника, лишь подчеркивает, как важно, чтобы на пути увлеченного ученика встретился заинтересованный старший товарищ, который и тему подскажет, и путь укажет. Как верно заметила заместитель начальника департамента образования Томской области Елена Вторина, качественно выполнить работу «невозможно без уважения друг к другу – педагога и ученика, без уважения к историческому прошлому и желания через детскую работу передать это следующим поколениям».

– Сборник подготовлен с большой любовью творческого коллектива, – рассказывает журналист Нина Губская, под редакцией которой вышло это издание. – Особая благодарность журналисту-ветерану Вере Исаенко, чье тонкое чувство слова и глубокая эмоциональная выразительность пронизывают каждую фразу многочисленных текстов. Большую помощь в организации работы и подборе материалов оказывали Петр Дубровин, Светлана Колмогорова и Галина Иванова – ответственные работники Томского областного совета ветеранов, Виктор Федоров, педагог-организатор департамента образования Томской области, руководители школьных музеев и краеведы. Со вкусом выполнено дизайнерское оформление сборника – цветовая лаконичность, бережно восстановленные и отреставрированные старые фотографии из семейных альбомов, музеев и архивов только добавляют выразительности и документальности представленным текстам. Эту тонкую и кропотливую работу выполнила бригада в составе редактора Сергея Алексеева, дизайнера Юлии Алексеевой и корректора Светланы Клоповой.

Продолжение следует?

Тираж уже отправлен в школьные библиотеки Томска и области. Есть надежда, что он послужит делу патриотического воспитания подрастающего поколения, поможет укрепить интерес к нашей истории, славным страницам Великой Отечественной войны, Победы в ней, к очередному юбилею которой мы приближаемся. А очередная конференция школьных работ могла бы помочь этому.

Автор: Анна Крылова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − девятнадцать =