История вокруг истории

Которая длится уже 130 лет

Татьяна Михалевская – учитель истории и обществознания Парабельской гимназии. Она выросла в семье педагогов. Её прапрадедушка, прадед, две бабушки, дедушка, родители и сестра работали школьными учителями. И примечательно, что в этом году она проросла в новом поколении.

Секрет Мамоновых–Якубовских

– Татьяна Сергеевна, вашей педагогической династии действительно более 130 лет?

– Буквально на днях у моих родственников нашлась фотография 1894 года, на которой мои прапрабабушка и прапрадедушка. Выяснилось, что мой предок Александр Петринский работал директором гимназии в Бийске в конце XIX века. Так что моя педагогическая династия корнями уходит в Российскую империю. Прадед был учителем ещё до революции. Хотя мы мало о нём знаем, так как в 1920 году он стал жертвой репрессий и был расстрелян. Документы по его делу мы смогли найти только сто лет спустя. Бабушка и дедушка по маминой линии – Владимир Николаевич и Галина Степановна Якубовские, бабушка по отцу – Мария Васильевна Мамонова – работали учителями начальных классов. Дедушка после войны был директором детского дома.

Мама – Антонина Владимировна Мамонова – много лет преподавала химию и биологию, работала директором Парабельской средней школы. Была лидером и авторитетом в самом широком смысле. Папа – Сергей Тихонович Мамонов – работал учителем труда и черчения, преподавал в шахматном кружке. А ещё был классным руководителем. Помимо учительства, он ещё много лет проработал в спортшколе тренером по шахматам, сам был кандидатом в мастера спорта.

Каждый день за ужином, когда собиралась вся семья, начинался малый педсовет: Родители делились друг с другом тем, как прошли уроки, как вели себя дети, какие новости в школе, кто и что говорил в коллективе. На праздники к нам приходили друзья родителей – тоже все учителя, и тогда педсовет становился большим.

Коллектив Усть-Тымской школы, Каргасокский район Томской области (ок. 1947 г.)

И мамины туфли на каблуке

– Когда вы решили стать учителем?

– Родители никогда не говорили мне, что я обязана продолжить их дело. У меня была полная свобода действий, я могла заниматься чем угодно. И всё же уже в детстве я знала, что хочу стать учительницей, поскольку буквально родилась и выросла в школе. У меня были куклы-ученицы, журнал, тетради, указка и даже мамины туфли на каблуке. А в старших классах я уже вполне осознанно наблюдала за манерой разных учителей, отмечая для себя интересные идеи, как бы откладывая их в свою методическую копилку на будущее. Помню, у нас был спецкурс по истории религии, и вела его очень скучная учительница. Я просто изнывала от мысли, что нельзя так бездарно вести такой интересный предмет. Думала, что, будь учителем, всё сделала бы совсем по-другому. Наверное, тогда я уже определилась с профессиональным выбором. После школы поехала поступать на исторический факультет Томского государственного университета. Окончив его, немного пожила в Томске, но потом вернулась в Парабель.

– Помните свой первый педагогический опыт?

– Скажу сразу, я зашла в профессию не с парадного входа. Когда вернулась из города, ставки учителя для меня не нашлось, и я начинала работать в своей родной школе библиотекарем. Параллельно вела уроки мировой художественной культуры. Только через четыре года в гимназии освободилось место учителя истории, и меня туда пригласили. Тот, самый первый опыт педагогической практики для меня был очень важен: я начала работать с детьми, постигать азы профессии, формировать собственную концепцию учительства, осознавать, зачем я работаю и чего хочу добиться. Позднее, когда начала преподавать историю и вести классное руководство, снова почувствовала себя начинающим педагогом в новом коллективе. Ещё одна перезагрузка произошла четыре года назад, когда я стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Спустя 14 лет работы я вновь оказалась начинающим специалистом. Став завучем, я не перестала вести уроки. Школа – это живой организм, быть в ней просто администратором не получится, поэтому я остаюсь учителем.

Прапрабабушка и прапрадедушка (1894 г.). Педагогическая династия Михалевская – Мамоновы – Якубовские – Петринские корнями уходит в Российскую империю.

Раз – историк, два – историк…

– Почему история, ведь в вашей династии нет историков?

– Думаю, во всём «виноват» Юрий Константинович Красиков – мой учитель истории, Я училась у него всего 1,5 года, но этого мне хватило, чтобы понять, куда поступать. Знаете, вести уроки по истории и быть историком – это разные вещи. Он, как и я, – убеждённый любитель истории. И так сложилось, что я преподавала у его внука, который в этом году поступил на истфак. Всё в жизни цепляется. И в нашей педагогической династии появился ещё один историк.

– Татьяна Сергеевна, поподробнее об этом…

– В этом году из моего исторического кружка выпустились пять 11-классников и четверо поступили на исторические факультеты: Егор Веселков – в ТГПУ, Руслан Гадимов (внук Ю. К. Красикова), Александр Чабанов и мой племянник Никита Хомутов – в ТГУ.

– Неужели такое бывает?

– Это впервые за мою практику работы и, думаю, историю района в целом. Обычно человек, искренне интересующийся историей, в группе гуманитарного профиля любого класса бывает один или не бывает вообще. Но чтобы их собралось несколько – это чудо. Вообще история – дама с характером. И чтобы её изучать, надо иметь к ней живой интерес. Многие говорят: «Увлеките, что сложного?». А попробуйте оторвать детей от гаджетов и попросить подготовить доклад, допустим, про Степана Разина.

Мой кружок посещали девять человек, и два года ребята ходили на все занятия. У них действительно был искренний интерес к истории, и они приняли тот формат работы, который я предложила.

– Что это за формат?

– Каждое историческое событие имеет свои причины и следствия – это цепь, расходящаяся во всех направлениях. Но в ней есть узловые моменты, которые задают тенденции общественного развития надолго, определяют большие циклы в истории. Например, одним из них является революция 1917 года. Ребята готовили доклады по теме, по разным её аспектам: внутренняя политика, международные отношения, социально-экономическое развитие, культурный фон, личности. Мы проводили открытое заседание клуба, куда приходили родители и все желающие, кто интересуется историей.

Дело в том, что в школьной программе – линейное изучение истории, событие за событием, цифры, факты. Дети знают обо всём, но поверхностно – это как разбросанные пазлы. А изучение узловых моментов помогает собрать все пазлы в картину. История перестаёт быть плоской. И когда человек её видит в таком ракурсе, запоминает навсегда.

И ещё важный момент – данный формат работы позволил развить ребятам ораторские навыки.

– Не каждый учитель готов вести внеурочные занятия, кружки…

– Я всегда веду. Даже мама говорит: «Тебе рабочих дней мало, что ты по выходным кружки ведёшь?». А на них душа моя отдыхает, потому что это место, где тотальное творчество, где у тебя нет программы и ЕГЭ, где ты можешь летать, придумывать и созидать. В моей практике кружки были разные: «Дебаты Карла Поппера», «Социальное проектирование», «Ораторское мастерство». Причём исторический кружок вырос именно из ораторов.

Выпускной 2020 года. Классный руководитель Т. С. Михалевская – в центре.

Смотреть в глаза

– Так как нынешний год посвящён педагогам и наставникам, не могу не задать животрепещущий вопрос: можно ли вырастить хорошего учителя без хорошего наставника?

– Он вырастет сам и без наставника, в том числе и хороший. В плане педагогического роста мотив исходит от самого педагога. Если есть у человека Божья искра, даже чиня ему препятствия, он пройдёт огонь и воду и станет хорошим учителем. Если нет внутреннего мотива, ему хоть золотого наставника поставь – всё будет бесполезно. Но это не к тому, что наставничество в школе не нужно. В первую очередь, оно важно психологически. Молодой учитель испытывает невероятные перегрузки. Роль наставника здесь – поддержать, успокоить, подбодрить, то есть на уровне простого человеческого общения. Во-вторых, показать, как работать с документами и другие моменты, чтобы молодой учитель не попадал в неловкие ситуации. Например, ко мне недавно обратилась коллега: «Класс сильный, но отвлекаются много…» Я определила сразу: «Почему они у тебя сидят друг с другом явно по интересам, поменяй местами». И первый же урок прошёл на ура. Наставник для этого и нужен – подсказать некоторые очевидные для опытного педагога вещи, которые лежат на поверхности, но скрытые от глаз начинающего педагога.

А ещё наставничество сплачивает коллектив. Когда из поколения в поколение приходят люди, которые чувствуют, что их ждут, им готовы помогать, они закрепляются. Формируется коллектив, выстраивается образ школы и её внутренняя структура, построенная на человеческих отношениях.

 

Справка «ТН»

Татьяна Сергеевна Михалевская – педагог высшей категории, педагог-новатор, наставник молодых учителей. С 2020 года – руководитель муниципальной стажировочной площадки, которая служит платформой для распространения лучшего педагогического опыта между учителями Парабельского района. Финалист Всероссийского конкурса профмастерства «Мой лучший урок». Входит в состав регионального методического актива (гуманитарный цикл).

Автор: Маргарита Чупченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 16 =