Не так давно гостем «ТН» был заместитель губернатора по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Михаил Сонькин. Мы спросили у него: как томичи выглядят на фоне соседей, да и во всероссийском масштабе по числу ученых? А по оплате их труда? «Очень достойно», – ответил вице-губернатор.
Насколько достойно, мы смогли оценить, познакомившись с опубликованными недавно Росстатом итогами федерального статистического наблюдения за численностью и оплатой труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки. Томская область все же не впереди России всей, но в Сибирском федеральном округе – вне конкуренции.
Свои люди – сочтемся
В прошлом номере мы упомянули о том, что по зарплате преподавателей высшей школы томичей немного обогнали иркутяне. У нас на среднестатистического представителя профессорско-преподавательского состава (ППС) приходится без малого 60 тыс. рублей, у них – на тысячу с хвостиком больше. Кстати, это средний уровень по РФ. Но подождите посыпать голову пеплом: мол, мы ниже среднего… Температура по больнице сложилась благодаря нескольким регионам. Каким – нетрудно догадаться. Это, конечно же, Москва – сотня с лишним в месяц, Московская область – на четверть меньше, далее Питер и приполярный Мурманск, Коми. И, разумеется, в недостижимой лучезарной выси – Югра: 120 тыс. рублей. Очень неплохо, хотя и не так шикарно выглядит Дальний Восток.
Что же касается всяких Черноземий-Нечерноземий, а также юга и Северного Кавказа – без слез не взглянешь. Именно в последнем регионе живут, если верить статистике, самые бедные вузовские преподаватели – меньше 30 тыс. рублей получает в кассе педагог высшей школы в Республике Дагестан. И чем живет, бедняга? Впрочем, его русские соседи из южных регионов тоже трудятся явно не за зарплату.
В СФО картина далеко не столь удручающая. Только Бурятия да Алтайский край не дотянули до сороковника, у остальных в районе полусотни и выше. Между прочим, наши вечные конкуренты из Новосибирска (по крайней мере, мы их за таковых держим) на целые 3 тыс. не дотянули по зарплате своих «кандидатов в доктора» до маленького, но гордого Томска (у нас 59?879). А красноярцы со своим футы-нуты национальным университетом и вовсе застряли на двух пятерках.
Что до жрецов чистой науки, то они в Томской области, во?первых, получают все-таки немножко меньше коллег, сеющих разумное, доброе, вечное в вузовских аудиториях. Но во?вторых и в?главных, по этому показателю Сибирские Афины – хоть и не любим мы этот штамп – вполне ему соответствуют. 55?825 рублей – это не только непобитый рекорд СФО, но и просто недосягаемая высота для большинства российских коллег-ученых. Даже и сибиряков. Омичи, например, получают почти вдвое меньше томичей, горные алтайцы – реально вдвое, и даже новосибирские академики получают меньше томских в среднем на 13 (!) тыс. рублей.
В целом по России наука ценится невысоко. То, что труд томских ученых оценивается значительно выше, чем в среднем по стране, в общем-то не удивительно. Но и в Москве зарплата научного сотрудника не дотягивает до нашей! А по городам и весям – без слез не взглянешь. Во многих – очень многих! – регионах ученые вообще получают меньше, чем школьные учителя, а кое-где и на уровне… воспитателей детского сада. В частности, в стольном граде Москве. Понятно, что такую цифирь дают элитные гимназии и фантастически дорогие частные детсады, но ведь не только в первопрестольной и Питере такое несоответствие! Вот и гадай: то ли статистика какая-то кривая, то ли их умники и умницы работают за черную зарплату, а может, у них мотивация какая-то другая.
Нас тьмы, и тьмы, и тьмы
Между прочим, насчет статистики. Она дама с норовом. Но порой цифирь заставляет-таки поскрести в затылке. Все мы в детстве слышали, что в Советском Союзе по числу студентов, преподавателей и научных сотрудников на душу населения Томск был на втором месте, уступая лишь городу Тарту, он же до революции – немецкий Дерпт с прославленным на всю Европу университетом. Как там у них в эстонских заграницах сейчас, не знаем. Но в новой России вузов наклепали дай боже, так что статистика могла и подвинуться. Хотя кардинально соотношение все же не изменилось.
Конечно, с Новосибирском и его Академгородком, где, как говорит Росстат, трудится более 5 тыс. человек, нам тягаться глупо. Но и численность населения и в самом Н-ске, и Н-ской области с нами не сравнить. В Томске, если верить Росстату, академических ученых 1?271 человек, а по данным областной администрации даже немножко поменьше – 1?193. Впрочем, такое расхождение объяснить можно. Например, разной методикой подсчета. Это все равно очень много. На весь Кузбасс ученых – 282 человека. А в Хакасии, например, 45. Но это про чистую науку.
С пэпээсами тяжелее. По данным «Белого дома», преподавателей и научных сотрудников вузов у нас 5?188. А вот Росстат в своем «выборочном исследовании» утверждает, что «преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования» у нас всего 3?297. Какая-то чертовщина получается. Куда дели чуть ли не 2 тыс. человек? Нельзя же так промахнуться! Опять методика подсчета сбой дала? Или это та часть вузовских научных сотрудников, которые не занимаются преподаванием? Но почему они тогда не вошли в предыдущий раздел?
Так или иначе, но благодаря такому разночтению мы из абсолютных чемпионов СФО оказались «одними из», уступив не только Новосибирску и Красноярску, но и по чуть-чуть Омску и Иркутску. Подчеркнем еще раз – в данном случае речь идет об абсолютных цифрах. И даже они – огромные. А уж с учетом миллионного населения области… То есть славу умного города Томск сохраняет вполне заслуженно.
Умы на вынос
Кстати, это косвенно подтверждает и «зарплатный» фактор. Регион, где низко ценят своих ученых, сложно назвать мудрым. Рано или поздно он обречен на утечку мозгов. Поэтому в будущем если кто и способен чисто теоретически наступить нам на тапки, так это не столько запад и юг (Западной Сибири, конечно), сколько север. Денежное приполярное Зауралье, Югра, Ямал не жалеют по сотне с лишним рублей на каждую ученую голову. Усиливают денежную интервенцию и Магадан, Якутия-Саха… Конечно, сколько там тех ученых – штучный товар. Но ведь и деньги опять же несчитанные, особенно на нефти и газе. У нас-то топливная игла куда как тоньше. Бюджетными излишками похвастать регион не может.
А все-таки едут почему-то к нам, а не от нас. И из Югры едет абитура, и из Магадана. Не говоря уже про Красноярский край и Кемеровскую область, которые вообще в топе всех университетов. А из тех, кто приехал учиться, лучшие у нас же и остаются. В том числе и потому, что платят пристойно.
Науку, конечно, двигают не за деньги. По крайней мере, не только за деньги. Но все-таки приятно осознавать, что в отдельно взятой Томской области ученых ценят. И эта оценка успешно конвертируется в рубли.