Творчество как миссия креативной экономики

В Томске сегодня думают о будущем рынке труда

Департамент труда и занятости населения Томской области начал реализацию проекта «Карьера в Сибири. Креативные индустрии», нацеленного на организацию занятости студентов, выпускников вузов и молодежи города и области в сфере дизайна, туризма, IT и в других творческих отраслях.

С этой целью 31 апреля – 1 мая в Томске прошла первая проектная сессия «Сибирь. Креативные индустрии» для предпринимателей, лидеров и активистов студенческих сообществ и молодежных организаций. Партнерами в реализации проекта в регионе также стали Центр кадровых технологий Научно-исследовательского Томского государственного университета, АНО «Координационный центр «Единая информационная туристическая система», проектный офис «Креативные индустрии и туризм», Сибирский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Сибирский центр дизайна, ТГАСУ, фестиваль «мУкА. Склады искусства». Федеральными партнерами проекта стали Союз дизайнеров России, интеллектуальная конференция INRU и проект «ТурАкселератор».

Мостик за горизонт

Немного о рынке творчества, вклад которого в экономику становится все более весомым. Вообще, под творческими индустриями принято считать практики, в основе которых лежит творческая, интеллектуальная компонента, а в прямом понимании это изобразительное и исполнительское искусство, кино, видео и мультимедиа, мода, ремесла, литература и издательское дело, реклама, дизайн и архитектура… Но какое отношение надстройка (то, что для души) может иметь к экономическому базису? Оказывается, самое прямое. За последние 20–30 лет творческие индустрии были признаны ключевыми элементами социально-экономического развития во многих странах мира. Выяснилось, что именно эти направления позволяют предотвращать безработицу, создавать рабочие места для молодежи, способствовать реструктуризации производства, выпуску традиционных и инновационных видов продукции, развивать «экономику знания» и, что важно, возрождать, давать шанс пришедшим в упадок продуктам, отраслям и даже регионам.

Да-да, именно как инновационная сфера экономики всемерно помогать развитию городов и сел. Где-то строительный бум или инвестиции в производство развивают регионы. А где-то креативный подход к корректировке деградирующего пространства в разных городах мира позволяет не только переформатировать среду, но и изменить социум, создать рабочие места, развить производство товаров и сферу услуг, привлечь туристов и, естественно, пополнить бюджет. Очень показателен в этом отношении опыт Финляндии, бережно хранящей традиции и особенности среды. Творческое отношение к наследию как локомотив приносит и доход, и самореализацию человека-творца.

Томск как крупный научно-культурный центр Сибири тоже обладает рядом традиционных достоинств, которые могут получить новую и энергичную жизнь благодаря креативной индустрии. Важно системно отнестись к деятельному творчеству людей и их поискам своей индивидуальной ниши. Ведь креативные индустрии могут послужить мостиком между творчеством и бизнесом, желанием молодежи реализовать себя здесь и сейчас: и заработать, и найти свою профессиональную нишу.

Чтобы ответить на вопросы, что такое новая занятость, как построить различные форматы креативного бизнеса и, что особенно важно, как делать дело в новых пространствах и создавать уникальный продукт, в рамках проекта сформирована единая региональная интерактивная коммуникационная площадка «Сибирь. Креативные индустрии». Она действует как информационный ресурс и офлайн-пространство. Иначе говоря, по инициативе департамента труда и занятости томичи начинают заглядывать в будущее с упором на сегодняшний день и вместе с талантливой молодежью.

От сессии до производства

Несмотря на первые шаги проекта в Томске, в уютном актовом зале кадрового центра «Работа России» на сессию «Сибирь. Креативные индустрии» собралось несколько десятков молодых людей. Открытые лица, умные, горящие глаза, правильная речь, интересные мысли. Часть из них – студенты, но есть специалисты с опытом – художники, ремесленники, издатели, музыканты, дизайнеры. Если суммировать их цели, то большинство заинтересовано в своем индивидуальном развитии и различных карьерных сценариях: им важно знать, как превратить идею, смелый эксперимент в продукт с высокими потребительскими качествами, как сделать свое творчество актуальным и востребованным.

– За последние два-три года в Томской области произошел очень мощный прорыв в сфере креативной индустрии: уже сейчас реализуются проекты, о которых и мечтать не могли, – отметил в приветственном слове замгубернатора Томской области по социальной политике Иван Деев. – Уходят в прошлое времена, когда про Томск говорили: этот город лишь для «придумать и найти новый смысл», но не произвести. Теперь важно придумать и производить рыночный, конкурентный продукт, и молодежь уверенно встает на этот путь.

По логике сессии приглашенные эксперты, а также томские специалисты на примерах оте­чественной и зарубежной индустрии показали варианты подходов и механизмы раскрутки. Классных образцов масса. Честно, на мой взгляд, продемонстрированные продукты творчества разных людей в самых разных дизайнерских решениях не просто продукт труда, а украшение жизни. Не каждый алмаз красив, но ограненный творческой рукой в бриллиант восхищает, венчая короны.

Конечно же, на площадке возник диалог, появились вопросы, суждения.

Энергия смыслов

По словам эксперта, президента Cоюза дизайнеров России, члена Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, вице-президента Global Design Industry Оrganization (GDIO), вице-президента Экспертного совета Агентства креативных индустрий Виталия Ставицкого, мы просто привыкли и частенько не замечаем, что креативные индустрии и дизайн как часть их вообще везде: от шариковой ручки до космического корабля. И мир немыслим без энергии, мысли и творчества.

– У Томска как наукограда огромные возможности для развития креативных индустрий, – подчеркнул эксперт, – с одной стороны, эти практики решают социально-экономические задачи – рабочие места, налоги (важно учитывать людей, которые выполняют техническую работу в театрах, кино, на музыкальных площадках, тех, кто занят в изготовлении продуктов, их архивации и тренингах). С другой стороны, креативные индустрии становятся инструментом конкуренции, что, согласитесь, ключевым образом влияет на качество произведенного продукта.

Более того, уверен эксперт, эта сфера «экономики 2.0» становится реальной альтернативой сырьевому сектору. Вполне правомерно утверждать, что дизайн на передовой бизнеса производства товаров и услуг. Предсказывая, что потребуется бизнесу завтра, креативные индустрии формируют будущее. Примером может быть автомобильный дизайн (кстати, отечественные специалисты в этой области – одни из лучших в мире), который в творческих концептах формирует будущие вкусы.

В свою очередь, творческие индустрии обогащают исконный потенциал культуры добавленной ценностью, создаваемой благодаря взращиваемым предпринимательским умениям.

– Хорошо понятно, что нужен ответ зрителя или покупателя на полет мысли фантазии, – отметил эксперт, член Союза дизайнеров России, руководитель по направлению «Дизайн и ремесло» Алексей Уваров. – Томск – уникальный город, и преимущество его в том, что здесь генерируется огромное количество новаций и проектов, а для восприятия креатива есть среда, свободная и талантливая, и есть площадки для коммуникаций.

Ответить на вызов

Наконец, есть прозорливое видение властями запросов рынка труда завтрашнего дня. Вероятно, любая позитивная стратегия должна начинаться с вопроса: как и чем будем жить завтра?

Как подчеркнула начальник Департамента труда и занятости Томской области Светлана Грузных, проект «Карьера в Сибири. Креативные индустрии» необходим, так как сформированный рынок труда региона не обеспечивает в полной мере реализацию имеющегося потенциала у молодежи. Развитие сферы креативных индустрий в Сибири может восполнить эти дефициты, так как в творческом секторе на старте не нужно большого количества ресурсов, в том числе и финансовых.

Необходимы лишь формы поддержки как средство выверенной политики.

– Я лично рассматриваю рынок труда как зеркало того, что происходит в экономике, – пояснила Светлана Грузных, – вызовы, с которыми мы сталкиваемся, приводят к трансформации рынка труда. Департаменту труда очень важно уловить тенденции и формировать грамотную политику обеспечения занятости, чтобы в конечном итоге в регионе не было роста безработицы.

У нас (что очень хорошо) много молодежи, и важно для демографии и производства области удержать ее от возможной миграции. Следуя этой задаче, предпринято немало серьезных изменений: департамент труда и кадровый центр «Работа России» сегодня трансформируют обычные практики в опережающие. Мы становимся площадкой, на которую привлекаем различные экспертные сообщества для проектирования новой занятости. Данный проект и есть пример организации интерактивной платформы, на которой молодежь видит, как в креативных индустриях формируется продукт и каким образом его продвигать. Это превентивная возможность, которой молодым людям легко воспользоваться и спроектировать карьерные сценарии на региональном рынке труда. В итоге наша цель – показать как можно большее многообразие трендов, чтобы молодой человек мог определиться в основной профессии, был способен к гибридным формам занятости и переобучению.

Двухдневная сессия проекта завершилась вполне очерченной уверенностью, что полученные знания и коммуникации помогут томской молодежи преодолеть бюрократические барьеры при создании продукта, новых рабочих мест и способствуют росту предпринимательских и социальных проектов в креативных индустриях. В рамках проекта впервые в России спроектирована и создана единая региональная интерактивная коммуникационная площадка, работающая как информационный ресурс и офлайн-пространство. На площадке будут размещены портфолио выпускников, актуальные вакансии и другая полезная информация.

Автор: Анатолий Алексеев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + двадцать =