Уроки жизни

Чему может научить предмет ОБЖ

Вера Алексеевна Сусикова – преподаватель с 50-летним стажем, 30 лет работает в МАОУ гимназия № 24, причем 16 лет преподает ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности. Свою работу любит, а предмет считает одним из важнейших и полезных для каждого школьника. Почему?

Зигзаги образования

Про Веру Алексеевну можно сказать, что преподавательская стезя ее никак не могла обойти. Она из династии учителей. Мать и отец работали в школе, отца со временем пригласили на партийную работу, а мать 40 лет отдала учительству в начальных классах. Родная сестра – филолог, двоюродные сестры и дяди тоже учителя. Однако сказать, что Вера прыг – и сразу в преподаватели, нельзя. Все-таки в школу она пришла витиеватым путем. Сначала было культпросветучилище, по окончании которого поработала в Томске в Доме культуры, в народном театре. Затем педагогические гены взяли свое, и она поступила в педучилище и пять лет проработала в детском саду. И только после этого, окончив заочно Томский государственный педагогический институт и получив специальность учителя русского языка и литературы, оказалась в школе. Весь предыдущий опыт она считает бесценным, по ее заверению, он очень помог ей в начале педагогического пути, да и сейчас оказывается не лишним.

В гимназию № 24 Вера Алексеевна пришла в 1992 году тьютором – освобожденным классным руководителем. Была в те времена такая должность. Обязанность – работать с детьми и родителями. Это огромная работа, в ходе которой чего только ни приходилось изобретать – и театральные фестивали, и творческие площадки, и экскурсии, и загородные походы. Но продержалась в реестре кадровых назначений эта должность недолго. Со временем ее упразднили.

– И вот выхожу я после отпуска на работу, – вспоминает Вера Алексеевна, – а мне объявляют, что моя должность сокращена. Предлагают работу преподавателя ОБЖ, предыдущий учитель начальной военной подготовки Евгений Матвеевич Семенчук – замечательный и легендарный человек, прославившийся тем, что подростком в годы войны разминировал 500 мин, уходит на заслуженный отдых, мне предлагают его сменить. Что делать? Август, начало учебного года, работы не найти, да и Евгений Матвеевич так хорошо со мной поговорил, и я согласилась.

Свой путь

А дальше – все неизвестное. Предмет ОБЖ пришел на смену начальной военной подготовке, никаких программ, приходилось рассчитывать на свой гуманитарный багаж и предыдущий опыт. Тогда занятия по ОБЖ начинались с пятого класса, это позже их перенесли на 8–11-й классы. Но Вера Алексеевна и сейчас убеждена, что именно в возрасте пятиклассников дети наиболее восприимчивы к информации, которая в последующем может оградить их от многих бед. Сейчас все курсы уплотнены и существенно расширены. Но, как и прежде, все начинается с основ.

Их в свое время Вера Алексеевна, что называется, придумывала от себя. Это сейчас и презентации, и фильмы, и всевозможный информационный материал, который она использует с избытком. А тогда – ни учебников, ни пособий, ни программ, хотя нагрузка колоссальная – семь классов.

– Мне сильно помогли сами ребята, – вспоминает Вера Алексеевна. – Я стала им давать задания по темам общественной безопасности здоровья, а они готовили рефераты. Мы с ними придумали «Азбуку безопасности». Так со временем у меня стал формироваться информационный багаж. Не сидела сложа руки и я – копалась в библио- теке, изучала параллельные программы, ходила на презентации, курсы. Позже появился компьютер, и это уже был шаг в безграничный мир полезных сведений. Сейчас я, конечно, как рыба в воде.

Как избежать опасности

Вера Алексеевна – безусловный авторитет в своей специальности. И ее охотно приглашают, когда надо доходчиво рассказать детям о том, почему нельзя перебегать дорогу в неположенном месте и зачем следует обходить стороной оставленный кем-то пакет. Она желанный гость в начальных классах. После летних каникул с удовольствием принимает участие в декадах безопасности, ее хорошо знают в ГИБДД, других службах, отвечающих за безопасность детей. Она всегда готова поделиться своим опытом, организаторскими наработками.

Вопреки еще кое-где существующему представлению, что курс ОБЖ некий довесок к основным дисциплинам, Вера Сусикова убеждена, что это самый необходимый предмет для школьника. Он включает и географию, и биологию, и физику, и химию. А главное – он учит безопасности в окружающей среде. А сколько таких бед таится вокруг! Начиная от самых элементарных, когда ребенок потерялся в толпе, до признанных чумой XXI века наркотиков.

– Я учу детей жизни, – декларирует свое педагогическое кредо преподаватель ОБЖ Вера Сусикова, – убеждаю, что когда-нибудь им это может пригодиться.

Для этого ей приходится объяснять простые истины – не ходить вечером в одиночку, не ехать домой к незнакомому человеку, не пробовать непонятные напитки за компанию. Есть угрозы и более сложного порядка – мошенничество, шантаж в интернете. А уж каким вызовом безопасности является терроризм! Важно научить детей действовать правильно – в лесу, в городе – в любой ситуации. И эти уроки уже не проходят даром. Приходит как-то ученик: «Вера Алексеевна, я вчера потерялся в толпе, но действовал, как вы учили, и нашел выход». Мама другого ученика поделилась, как ее сын, отправляясь в лес, захватил с собой тетрадку по ОБЖ, где была записана тема по ориентированию. Значит, все не зря. Значит, что-то в голове остается.

На 140 часов рассчитан новый курс ОБЖ, предлагаемый законодателями.

Практики, больше практики!..

Школьники ходят на уроки по ОБЖ с удовольствием.

– У меня проблем с дисциплиной на занятиях нет, – заверяет Вера Алексеевна. – Ребятам интересно.

А ведь легкими эти занятия не назовешь. В старших классах это и темы психологической уравновешенности, способов выхода из конфликта, гражданская оборона, реанимационная помощь, основы военной службы. Особенно привлекают ребят, конечно, практические занятия. В школе есть электронный тир, где учатся стрелять. Еще разбирают и собирают автомат Калашникова. На манекене отрабатывают навыки искусственной вентиляции легких, проведения непрямого массажа сердца.

После 10-го класса – закрепление теоретических знаний на учебных пятидневных сборах. Вера Алексеевна признает, что практики хотелось бы больше, тем более что за сборы выставляется оценка и передается в департамент образования и военкомат. Сейчас эти сборы проводятся на школьной территории, а надо бы, чтобы на плацу воинской части. Конечно, преподаватель ОБЖ может и строевую подготовку провести, и маршировать научить, но вот по-настоящему обращаться с оружием можно только в специализированных условиях. Ребятам важно посмотреть быт, само устройство жизни организаций, обеспечивающих безопасность граждан. Раньше были тесные контакты с ДОСААФ, организовывались экскурсии в пожарную часть, МЧС. Сейчас интенсивность таких контактов сократилась, а потребность в них большая.

Как известно, есть предложение законодателей ввести с 1 сентября 2023 года в школах курс начальной военной подготовки, который повсеместно существовал в СССР, а потом был отменен. Это предложение депутатов поддержано и Министерством образования РФ, и Министерством обороны РФ. Он предполагает расширение тематики преподавания ОБЖ и рассчитан на 140 часов на два года. По одному из вариантов, с уклоном на более углубленное преподавание основ начальной военной подготовки, старшеклассников будут обучать действиям в современном общевойсковом бою, знакомству с мотострелковым вооружением, обустройству одиночного окопа, обращению с ручными гранатами. Таков ответ на современные реалии. Впрочем, по версии разработчиков, школа сама вправе вводить курс начальной военной подготовки и организовывать практические полевые занятия.

– Я ознакомилась с проектом этой программы, – делится своими наблюдениями Вера Сусикова. – Многое из того, что в ней предлагается, уже есть в программе курса ОБЖ. Например, в 10-м классе мы проходим структуру Вооруженных сил, виды родов войск, в 11-м – основы призыва, контракта, особенности альтернативной службы. Как уже говорила, организуем и учебные пятидневные сборы. Надо только дополнить эти темы с учетом тех обстоятельств, в которых оказалась наша страна и на которые должна отреагировать система общего образования.

Надежная защита России и наших граждан от внутренних и внешних угроз всегда была и остается важнейшей государственной задачей.

Владимир Путин,
президент РФ

Суровое испытание

Этот процесс уже идет. Усиливается антитеррористическая направленность. В гимназии проводятся уроки по противодействию терроризму и впервые проведена серьезная тренировка. Сначала ее в каникулярное время отработали на учителях, многие из которых также не обучены действиям в экстремальных условиях, а затем учения провели среди детей. Обучали, как правильно закрыться в кабинете, если вдруг возникла опасность, как забаррикадироваться, где лучше спрятаться.

Вообще-то эти суровые уроки не для тонкой женской психики. Не случайно в 1990-х годах преподавать начальную военную подготовку приходили в школы бывшие военные. Правда, больше из меркантильных интересов – армию ничем не обеспечивали, а в школе хоть что-то платили. Постепенно преподавательский состав выравнялся: 50 на 50. Так учитель ОБЖ – женская или мужская профессия? Вера Сусикова только улыбается:

– У меня муж военнослужащий, сын – военный медик, оба прошли Чечню, да я и сама уходила на один год в армию, во внутренние войска, где год прослужила ефрейтором. Был такой трудный период в 1990-х, когда, наоборот, в школе зарплату не платили, а армию худо-бедно снабжали. Но долго там я не смогла. Не мое это. Мне важно общение – с детьми, коллегами, где есть живая работа и всем комфортно и интересно.

Автор: Андрей Суров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + двенадцать =