В 2013 году органами прокуратуры Томской области выявлено около тысячи нарушений в деятельности контролирующих органов

Прокуратура области обобщила практику прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля в 2013 году.

За этот период в органы прокуратуры поступило 744 заявления контролирующих органов о согласовании проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В удовлетворении каждого третьего заявления отказано по причине ненадлежащего оформления либо неполноты пакета документов, а также в связи с отсутствием законных оснований для проведения таких проверок.

Обобщение показало, что контролирующими органами по-прежнему допускаются многочисленные нарушения требований действующего законодательства в части установленного порядка организации и проведения мероприятий по контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, должностными лицами ГУ МЧС России по Томской области в 2013 году незаконно проведено 39 плановых проверок, не включенных в ежегодный план проверок на 2013 год. Подобные незаконные проверки проведены в отношении ООО «Бакчартеплосети», ОАО «Шегарский нефтепродукт», Первомайского районного потребительского общества и других субъектов.

За незаконное проведение исключенных из сводного плана проверок в отношении ООО «Петровское» и ООО «Томскнефтьстрой» два сотрудника Инспекции Гостехнадзора  Томской области привлечены к административной ответственности  по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ (несоблюдение тредований законодательства о государственном контроле (надзоре)). Начальник инспекции, издавший незаконные распоряжения о проведении вышеуказанных проверок, привлечен к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство).

Факты проведения проверок субъектов предпринимательства в отсутствие законных оснований, а также без соответствующих  распоряжений и согласования с органами прокуратуры выявлены в  деятельности органов Государственной инспекции труда в Томской области, Управления ветеринарии Томской области, УГИБДД УМВД по Томской области, Управления Роспотребнадзора по Томской области, органов местного самоуправления.

Нередко такие проверки проводились под видом различных мониторингов и рейдов. К примеру, по требованию прокурора г.Томска прекращена незаконная практика проведения специалистами администрации г.Томска рейдов по обследованию используемых хозяйствующими субъектами земельных участков. Прокурором ЗАТО г.Северск предотвращено проведение должностными лицами органа местного самоуправления незаконных проверок субъектов предпринимательства по вопросу соблюдения ими обязательных требований в сфере безопасности дорожного движения, что относится к полномочиям федеральных, а не муниципальных органов контроля.

Многочисленные нарушения Федерального закона № 294-ФЗ допускаются должностными лицами органов контроля  на  этапе организации и проведения проверок.

Так, о начале проверок проверяемые лица уведомляются с нарушением установленных сроков, в отдельных случаях приказы о проведении  проверок выносятся в сроки, которые в принципе не позволяют своевременно  уведомить проверяемый субъект о предстоящей проверке. Например, в Управлении ветеринарии Томской области распоряжения о проведении плановых проверок в отношении 27 предпринимателей изданы в последний рабочий день перед началом проверок. Аналогичного рода нарушения выявлены в Департаменте тарифного регулирования Томской области, Управлении ФСКН России по Томской области, подразделениях надзорной деятельности ГУ МЧС России по Томской области, органах местного самоуправления.

В ходе проверок от предпринимателей нередко истребуются документы, которые не имеют отношения к предмету проверки либо могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия в иных уполномоченных органах. Такие требования зачастую выдвигаются при организации проверок органами  Роспотребнадзора, Ростехнадзора, МЧС.

Некоторые органы контроля произвольно изменяли сроки проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Управление Росприроднадзора по Томской области, органы муниципального контроля).

В большинстве проверенных органов не организован надлежащий контроль за исполнением выданных предписаний, либо предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований не выданы вовсе, что не позволяет достичь основные цели и задачи государственного контроля (надзора). Подобные замечания имелись к работе Управления Росприроднадзора по Томской области,  Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, Департамента архитектуры и строительства Томской области, Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области.

Всего в 2013 году в сфере осуществления надзора за исполнением законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле органами прокуратуры области выявлено 856 нарушений требований действующего законодательства, в том числе 71 незаконная проверка.

Отдельное внимание в ходе осуществления надзорной деятельности уделялось вопросам полноты и законности региональной и муниципальной правовой базы.

В частности, итогом реализации законотворческой инициативы прокуратуры области явился Закон Томской области от 12.08.2013 № 141-ОЗ «О порядке разработки и принятия административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля», который устанавливает единые требования к содержанию административных регламентов, единый порядок их  разработки и принятия.

По протесту прокуратуры области отменено незаконное распоряжение Администрации Томской области от 25.12.2012 № 1135-ра «О должностных лицах Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», которым с превышением предоставленных полномочий определены лица, уполномоченные  возбуждать  дела по фактам нарушений, выявленных в деятельности субъектов, осуществляющих долевое строительство.

По протестам прокуроров Бакчарского, Зырянского, Кожевниковского, Кривошеинского, Парабельского, Томского и других районов приведены в соответствие с законом содержавшие неправомерные положения нормативные правовые акты 15-ти  сельских поселений об утверждении административных регламентов осуществления муниципального жилищного контроля.

Работа на данном направлении продолжается.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 1 =