В погоне за мечтой

Томский театр драмы представил долгожданную премьеру комедии «12 стульев»

–Говорит товарищ режиссер! – исходивший сверху кулис строгий голос заставил публику напрячься. – В 1927 году не было мобильных телефонов, но если бы они и были, наш театр не думает, что вы хотели бы привлечь внимание товарища Бендера испытать на себе один из четырехсот сравнительно честных способов отъема денег.

Так с повелительной просьбы режиссера началось непосредственно первое действие спектакля по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев».

От эскиза к спектаклю

Сюжет, рожденный почти сто лет назад о невероятных приключениях великого хитреца времен НЭПа, кажется, известен всем. А фразы – «Может быть, вам дать еще и ключ от квартиры, где деньги лежат?», «Отец русской демократии, особа, приближенная к императору», «Парниша, у вас спина белая» – цитирует не одно поколение почитателей таланта Ильфа и Петрова.

Тем не менее, все это не мешает публике в который уже раз с неподдельным интересом наблюдать за приключениями парочки смекалистых героев, а театрам вновь и вновь исследовать природу непотопляемости и живучести духа авантюризма.

В романе «великий комбинатор», остроумный и нахальный Остап Бендер и скромный конторский служащий Киса Воробьянинов ищут драгоценности, некогда спрятанные в мебельном гарнитуре тещей Воробьянинова. Стулья, по выражению Остапа, «расползаются, как тараканы». Чтобы их заполучить, ему приходится жениться на вдове, отправиться «с мальчиком» в путешествие в качестве художников на пароходе, притвориться шахматным гроссмейстером…

Молодой режиссер Петр Норец, предлагая свой взгляд на роман, превратил известное всем действие в пространство для игры и импровизаций, фантасмагорических превращений и неожиданных аллюзий. Первый подход к этой постановке состоялся еще осенью прошлого года, когда Петр стал участником режиссерской лаборатории ComedyUlёt2. Уже тогда представленный московским специалистом эскиз по роману «12 стульев» обратил на себя внимание не только экспертов и критиков, но зрителей, которые с интересом погрузились в атмосферу 20-х годов прошлого столетия, ярко и динамично сыгранную актерами томской драмы. Никто в тот момент даже не заметил, что эскиз шел 105 минут вместо отведенных 45.

Можно ли оправдать авантюру?

Жанр спектакля Петр Норец обозначил как «погоню за мечтой в двух действиях с антрактом». Причем команда постановочной группы попыталась найти не столь комедийную составляющую, сколько экзистенциальную.

Но все ли мечты достижимы и так ли уж они обязательны к исполнению? На примере Остапа Бендера режиссер показывает губительность авантюризма как явления. И сколько бы раз обаятельный плут ни пытался обмануть судьбу, в итоге получил заслуженное наказание. Его даже жалко стало чисто по-человечески.

Роль Остапа Бендера в премьерном показе исполнил Антон Антонов, а его спутника – Кису Воробьянинова – Владимир Козлов. Получился ли актерский тандем? Скорее да, хотя чисто субъективно воспринимать великого комбинатора после того, как его сыграл Данила Дейкун в лабораторном эскизе, было довольно сложно. Его Бендер – обаятелен, горяч, как кавказский мужчина, харизматичен настолько, что сама жертва с удовольствием отдаст ему все, что имеет. Это, если можно так сказать, мягкий авантюрист. У Антона Антонова Бендер в высшей степени циничен, жесток и бесцеремонен. Но не более. Если бы не желтые кеды, его герой был бы почти невидимкой.

А вот Киса Воробьянинов заметно менялся по ходу действия спектакля. Владимир Козлов рельефно показал характер своего героя, который из тихого, скромного служащего превратился в холодного и расчетливого убийцу. И если в начале постановки он был ведомым, то после встречи с вегетарианкой Лизой (Мария Золотарёва) пустился во все тяжкие. Не ее ли коронная фраза «Хочу мяса!» сыграла здесь роковую роль?

Многоликий Константин

И вновь хочется вернуться к осеннему эскизу. В той учебной постановке на главные роли одинаково претендовали Данила Дейкун и Константин Калашников, а уже в премьерном показе в прямом и переносном смысле солировал один Калашников. Он представил больше десятка образов! Выбрать самый яркий довольно проблематично. Он убедителен и в роли дворника Тихона, в котором умело передал азиатский колорит блюстителей чистоты столичных дворов, и гробовщика Безенчука, и официанта, перевоплотившегося в рок-звезду и сорвавшего аплодисменты зала, и аукциониста, и даже лошади. Сколько же в нем энергии и творческого запала! Даже когда в конце спектакля закрывался занавес, он еще оставался в образе, до конца отыграв роль артиста, находящегося на сцене.

Ваш выход!

Заявленный режиссером жанр погони, естественно, предполагал динамику на протяжении всего спектакля. Она была ярко показана через музыку, песни и танцы разных эпох. Чего стоит знойное танго в исполнении мадам Грицацуевой (Елизавета Хрусталёва) в паре c Остапом Бендером. Или целое представление, разыгранное актером Дмитрием Упольниковым. Его поэт Никифор Ляпис-Трубецкой, автор знаменитой «Гаврилиады», также был благожелательно принят публикой. Или ресторанная певица Мясоедова-Борщехлёбова-с-мясом-Шашлыкович в исполнении Аделины Бухваловой.

Не менее интересен дуэт молодых актрис Екатерины Дружковой (Эллочка Щукина) и Екатерины Максимовой (Фима Собак), показавших пародию на светских львиц начала «нулевых».

Украшением спектакля стали роли в исполнении мэтров театра. На мадам Петухову в исполнении заслуженной артистки РФ Ольги Мальцевой можно было бы просто смотреть и смотреть, даже если бы она только передвигалась по сцене, как в эскизном показе. Но как же разнопланово подала она свою Клавдию Ивановну – здесь и элегантность дворянки, и иронично-пренебрежительное отношение к неудачнику зятю. На славу постарались художники и костюмеры, в зависимости от «среды обитания» героиня превращалась то в ангела, то в дельфина.

А как проникновенно сыграла роль любящей женщины Елена Саликова. Ее Елена Станиславовна Боур столько лет страдала по Ипполиту Матвеевичу, и вот сцена томного свидания с ним. Такую женщину точно не забудешь.

Как и Вячеслава Радионова в роли отца Фёдора. С каждым появлением на сцене он менял образ, превращаясь из холеного попа, мечтающего о свечном заводике, в отчаявшегося оборванца и в конце концов предстающего перед зрителями в образе одичавшего скитальца с двухметровой бородой.

Отдельного внимания заслуживает сценография, свет, музыкальное сопровождение в целом и конечное же массовые сцены занятых в спектакле актеров. Они показали слаженный ансамбль со всей постановочной группой и первые положительные отклики на премьеру это подтверждают. А значит, «12 стульев» займут свое достойное место в репертуаре томской драмы.

Справка «ТН»

Режиссер и художник постановки – Пётр Норец, выпускник режиссерского факультета РАТИ-ГИТИС (Москва), лауреат премии Республики Татарстан «Тантана» в номинации «Лучший спектакль для детей 2020» («Nедоросль» Д. Фонвизина и М. Конторович, Казанский государственный театр юного зрителя), премии Фестиваля новых постановок АОРДТ 2022 в номинации «Лучший спектакль сезона 2021-2022», премии Национального фестиваля театров Казахстана за «Лучший ансамбль» («Чайка» А. Чехова, Акмолинский областной русский драматический театр).

Первые отклики на премьеру «12 стульев»:

Вечер удался! Было много неожиданных музыкальных моментов, особенно во втором отделении – впечатления самые лучшие, актеры прекрасны, оформление, костюмы, музыка – все на высоте!

С премьерой! Спектакль очень классный. Масса удовольствия и приятных впечатлений. Актеры любимые были как всегда великолепны! Петру – браво! Всем причастным к созданию спектакля – огромная благодарность

От всей души поздравляю всех нас и работников театра с потрясающей премьерой спектакля! Низкий поклон всем чудесным актерам спектакля и талантливому режиссеру – Петру Норецу!

Спектакль великолепный! Получила огромное удовольствие от игры актеров, музыкального сопровождения. Но самое удивительное и неожиданное – это музыкальные сценки во время спектакля. Браво и огромное спасибо режиссеру и актерам за великолепный спектакль и игру! С премьерой!

Прекрасный спектакль, очень много положительных эмоций. Но лучше было бы перенести начало не на 19 часов, а хотя бы в 18. Очень поздно заканчивается, более трех часов шло представление.

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + 15 =