Видеть глаза ученика

За четверть века Екатерина Антонова сформировала свой принцип школьной педагогики

Эту рабочую неделю глава региона Владимир Мазур начал с посещения лицея № 8, который был закрыт на четыре года из-за аварийного состояния здания. За время строительно-восстановительных работ в корпусе была отремонтирована кровля, заменены системы отопления, вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, завершается ремонт входной группы, пищеблока, учебных классов. А в некоторых помещениях уже вовсю идет уборка и расстановка мебели с учебным оборудованием.

– Подрядчик обновил все здание, приведя его в соответствие с современными требованиями к образовательному процессу и педагогическому труду. Фактически было проще построить новый объект, но восьмая школа с историей. А к истории, к традициям мы, томичи, относимся бережно, передавая их из поколения в поколение. В этом воспитание и есть, – заметил губернатор Владимир Мазур во время рабочей инспекции.

Из мира иллюзий в мир доброты

С точкой зрения главы региона соглашается и заместитель директора по воспитательной работе лицея № 8 Екатерина Антонова, для которой педагогика стала настоящим призванием:

– Еще в садике любила играть в школу, – вспоминает Екатерина Евгеньевна. – А во время школьной учебы у нас были педагогические классы, и я с интересом их посещала. Говоря откровенно, никогда даже и не думала, что у меня будет какая-то другая профессия, и мысли такой не возникало за все 25 лет работы в педагогической среде.

Но именно этот опыт и авторитет в учительском сообществе позволяют Екатерине Евгеньевне критично оценивать состояние современной школы.

– Государство сегодня делает большой уклон в сторону воспитания, хотя еще недавно был период, когда его просто «вымыли» из образовательного процесса, – отмечает завуч.

Неудивительно, что в Год педагога и наставника эта тема обретает новый смысл. По мнению Екатерины Антоновой, сегодняшнее поколение педагогов должно больше всматриваться в ребенка:

– Знания при современных технологиях школьники, безусловно, получат, а вот то тепло, ту искренность уже нет. Дело в том, что все больше детей уходит в мир иллюзий, каким стал для них интернет. Они избегают общественных мероприятий, потерялось детское общение, размывается понятие дружбы, много стало детей-одиночек. И ответы на все свои вопросы подростки ищут в интернете. Вот поэтому сегодняшние педагоги должны уметь так заинтересовать детей, чтобы их можно было вытащить из чуждой среды. И задача наша состоит в том, чтобы сократить пропасть между учителем и ребенком.

Выбор сделан

Екатерина Антонова с трех лет жила в Стрежевом, там же с отличием окончила 4-ю школу и после получения диплома ТГПУ вернулась назад. Ее родители-нефтяники мечтали, чтобы дочка стала инженером или экономистом, но она выбрала учительскую стезю.

Педагог, по мнению Екатерины Евгеньевны, это больше чем профессия. Это некое служение своему народу и детям. Причем быть педагогом всегда, а не только в рамках своего урока. Постоянно и во всем показывать пример, быть учителем не на словах, а на деле. Без двуличия и лицемерия.

– Мне не очень хочется об этом говорить, но это факт – среди современных педагогов встречаются такие, кто выбрал учительство как средство для зарабатывания денег, не понимая, что в нашей среде это невозможно и несовместимо, – считает завуч. – В школе деньги не заработаешь, в школе важно, помимо образования, дать ребенку тот ключик, с помощью которого он смог бы открыть дверь в общество.

По сути, учитель должен разглядеть в ученике то, что не видно на первый взгляд окружающим, взрастить его способности, развить их и дальше отправить юное существо в большую жизнь. Может быть, при таком бережном взращивании когда-то изменится мир вокруг нас?

Развивая тему престижа учительской профессии, Екатерина Антонова дает свою оценку идущему Году педагога и наставника.

– Все понимают, что произошел провал в нашей профессии. Если раньше все представляли себе образ педагога, воспитывающего подрастающее поколение, дающего новые знания, на которого равняются, а потом пошло какое-то потребительское отношение – получил знания, оценку и ушел. Но учительская профессия – это совсем другое, и уж тем более не услуга. Хотя еще совсем недавно в Законе об образовании было написано, что учителя лишь образовывают, дают знания. И только в 2020 году к слову «обучают» вновь добавили слово «воспитывают».

Год педагога и наставника, по мнению завуча Антоновой, призван не только напомнить обществу о значимости роли учителя в жизни человека, но и помочь переосмыслить каждому педагогу свое предназначение, соединить педагогическую мудрость и молодость. А тема наставничества в педагогике была, есть и будет актуальной во все времена.

Поговорим на языке информатики

Екатерина Антонова работает завучем уже 12 лет и одновременно ведет уроки по информатике. Предмет, по словам педагога, очень востребован у детей, причем в равных пропорциях между мальчиками и девочками. Современные школьники не только не пропускают уроки информатики, но и с удовольствием изучают ее на факультативах. Неудивительно, что многие из них потом выбирают экзамен по этому предмету. Например, в прошлом году из трех классов, а это около 90 человек, ОГЭ по информатике сдавали 43 девятиклассника. И справились успешно.

Пожалуй, это единственная дисциплина в школьной программе, изучать которую педагогам-предметникам приходится практически в режиме нон-стоп. Помимо методического объединения учителей информатики, где коллеги обмениваются друг с другом опытом, для Екатерины Евгеньевны являются обязательными три-четыре дистанционных курса Академии министерства просвещения за год.

– Предмет меняется постоянно, поэтому и мы постоянно учимся, – утверждает учитель информатики высшей категории. – Понято же, что с развитием новых технологий меняется и предмет. Но не меняется методика преподавания, заложенная еще Ушинским. А наша задача заключается лишь в том, чтобы донести до ученика тот или иной материал. Взять, к примеру, язык программирования, который пережил такие метаморфозы. Например, в начале 2000-х мы сдавали Basic, потом был Pascal, сейчас у нас Python и C++.

Бывает, признается Екатерина Евгеньевна, что не только она учит детей, но и они ее. И к такому сотрудничеству педагог относится вполне здраво. Особенно, когда срочно нужно разобраться с функциями работы нового смартфона.

Соединяя педагогическую мудрость и молодость

Сегодня в восьмом лицее трудятся три учителя информатики – директор Алина Чолокоглы, завуч Екатерина Антонова и педагог Анастасия Журавлева. Правда, нынче в их женский коллектив вольется еще советник по воспитанию Александр Соловатов. Наставником у молодого учителя информатики будет Екатерина Евгеньевна. Такая практика в лицее обязательна.

– Буду посещать его уроки у семиклассников, анализировать контрольные точки, – поясняет педагог, вспоминая свой прежний опыт. – В Стрежевской школе № 4 очень сильный был коллектив и существовала уникальная система наставничества.

В первый год, вспоминает Екатерина Антонова, наставник две четверти ходил на ее уроки. Ежедневные планы уроков, которые сегодня ушли в небытие, подробный анализ каждого занятия, проверка тетрадей, записи на доске, а еще речь и одежда – вот перечень замечаний, которые делались молодой учительнице. Тогда она воспринимала это с некоторой обидой.

– А сейчас я благодарна своим наставникам за то, что они научили меня замечать настроение каждого ученика, его заинтересованность в уроке, то есть я умею видеть детские глаза и сразу понимать, работает ребенок или мечтает. Это очень важно, – признается Екатерина Евгеньевна. – В той же школе практиковалась система по встраиванию молодых педагогов в конкурсное движение. Такие состязания обогащают учителей новыми знаниями и позволяют ему расти профессионально. Трудно приходилось, но сейчас я понимаю, что все было сделано правильно. Педагог не может сидеть на месте, сославшись на загруженность, надо учиться и постоянно повышать свою квалификацию.

Применяет ли опыт своих наставников она сегодня? Не всегда и не со всеми, только с теми, кто прислушивается к советам опытных коллег. И у них, подчеркивает завуч, заметен прогресс в профессиональном росте.

В чем твоя изюминка, лицеист из «восьмерки»?

В свободное время Екатерина Евгеньевна занимается разведением цветов на даче, гуляет с собакой, но больше всего любит книги. Правда, в последнее время она всерьез увлеклась коллекционированием. В школьном музее завуч выставляла коллекцию значков, старинных открыток и фотографий XIX века. Этим летом она купила патефон и альбом грампластинок, выпущенных в 1936 году. На 21 диске записан доклад Сталина на чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов о проекте Конституции Союза ССР. Завуч уверена, что эти раритеты возьмут на вооружение учителя истории на своих будущих уроках. И в этом она видит не просто образовательную функцию, но и воспитательную.

За те четыре года, что учреждение квартировало по соседям, сократилось число его учеников. Но не педагогов. А те из ребят, кто вместе со взрослыми испытал на себе скитание по другим классам, с нетерпением ждут возвращения в свою родную «восьмерку» и вовсю к нему готовятся.

– Наши лицеисты, – с гордостью отмечает Екатерина Антонова, – отличаются от учащихся других томских общеобразовательных учреждений своей искренностью. Это качество мы очень ценим в них и культивируем его.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =