Олег Стахеев

Вокруг застройки левобережья наметилось заметное оживление

Последние семь дней принесли две новости. Во-первых, губернатор Сергей Жвачкин подписал распоряжение, в котором рекомендует администрациям города и Томского района приостановить выделение земельных участков для строительства, садоводства и личного подсобного хозяйства по ту сторону Томи до 1 ноября. Во-вторых, агентство новостей ТВ-2 со ссылкой на начальника департамента капитального строительства мэрии Томска Алексея Сафронова сообщило, что в районе Тимирязева левобережная дорога уже строится, а над речкой Бурундук возводится мост. По плану движение здесь откроют уже в ноябре. Сначала ездить придется по щебеночному покрытию.

Процесс, что называется, пошел, а споры вокруг целесообразности освоения томского заречья не утихают. Своим мнением поделились и эксперты «ТН».

Правое дело

Николай Бурдовицын
Николай Бурдовицын

Николай Бурдовицын, архитектор, руководитель проектов ООО «Сибпроект комплекс»:

– Объективных градостроительных предпосылок для массового и многоэтажного строительства на левом берегу в границах Томска, на мой взгляд, пока нет. На правом берегу достаточно территорий: освободившиеся площади бывшего ЛПК, карандашной фабрики. Целесообразнее было бы вложить деньги в развитие и застройку всего правого берега. Например, избавиться от деградирующей застройки, сопоставимой по площади с левым берегом, и придать улицам современный архитектурно завершенный облик. Не закончив строительство на правом берегу, вкладывать средства в левый мне кажется расточительством.

Территория, о которой идет речь, – пойма Томи, испещренная протоками, старицами, озерами. Высокий уровень грунтовых вод, а водоносный слой местами достигает 70 м и связан с рекой в единый гидрологический организм. Известно, что русло Томи перемещалось по всей территории поймы, но от чего это зависит, не знает никто: пойма сложна и малоизучена. Строительство в пойме затребует огромных капитальных вложений: придется значительно поднимать часть ее территории, пропорционально уменьшая площадь разлива реки, что обернется подтоплением Черемошников и, возможно, центра города, который и без этого периодически плавает. И если в казне появились свободные деньги, разумнее вложить их в развитие более безопасных территорий.

Пойму реки лучше использовать как рекреационную территорию для создания парков и садов, мест культурного отдыха и спортивных занятий. Возможно строительство открытого летнего театра, легких спортивных сооружений.

Законодательство дает нам возможность полностью зарезервировать левый берег, пока не появится всестороннее исследование территории, на основании которого можно будет создавать план развития.

Что же касается дороги, которая пройдет по пойме от предполагаемого моста из центра города, то такое решение обоснованно и давно перезрело. Но есть один нюанс. Чтобы дорога не стала очередной дамбой, строить ее нужно, не засыпая и не закатывая в бетон водоемы и старицы левого берега, а возводя над ними мосты. Это сохранит экологию и гидрологию поймы. Кроме того, на уже существующей дороге от северного моста нужно сделать мостовые переходы над протоками и старицами, которые засыпали при строительстве. Это разгрузило бы паводковую обстановку и позволило бы рассматривать центральную часть левобережной поймы как перспективу для развития научно-образовательного, вузовского комплекса.

Левый марш

Олег Стахеев
Олег Стахеев

Олег Стахеев, завкафедрой архитектурного проектирования ТГАСУ, почетный архитектор России:

– При любом стечении обстоятельств сегодня или завтра город перейдет за реку. Это неизбежный процесс для всех городов, имеющих сходное с Томском расположение. Постоянно расти только в одном, восточном, направлении он не может, и так уже имеется градостроительный перекос в этом направлении. На севере мы рано или поздно упремся в промзоны и Северск, а с южной стороны находятся водозаборы и водоохранные территории. Видны и ограничения на линейный рост города вдоль одного берега Томи.

В такой ситуации единственный способ разрешить проблему дефицита территории – переход на другой берег. В центре свободных участков для строительства и развития практически не осталось, а повально сносить все деревянные дома нельзя, иначе Томск лишится своей уникальной ауры.

На протяжении многих лет ведется дискуссия об освоении левого берега, и я на стороне той группы людей, которая предполагает развитие левобережья. Но при этом там должны сохраниться большие рекреационные зоны, которые станут легкими города.

И, самое главное, освоение этой территории должно вестись в исключительно правильном направлении, учитывая и сложность площадки, и наш вчерашний горький опыт строительства, а проектирование и строительство должны вестись по самым передовым, научно-обоснованным приемам, которые существуют для подобных территорий.

Естественно, покрывать все левобережье высотными домами нельзя, строительство должно быть смешанным. Именно там будут возводиться здания переменной (средней и малой) этажности. Также на левом берегу необходимо разместить большой стадион с современной инфраструктурой, современный бизнес-центр, оздоровительные комплексы и так далее.

Но все движения в отношении левого берега должны быть очень осторожными и продуманными и проходить в условиях полной гласности с публичным обсуждением всех проектных предложений. Территория левого берега очень ранимая, и вторжение в нее должно быть точно выверенным и стратегически осмысленным. Ведь это будущее города Томска!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − пять =