Воспитанники Уртамской школы-интерната живут по принципу: завтра будет еще интереснее, чем сегодня

TNews718_28В теплом салоне микроавтобуса непрерывно раздавались телефонные трели. «Да-да, – отвечала одна из пассажирок, – обязательно поставьте капельницу, такую же, как вчера». «Вот молодец, – одобрительно говорил в трубку второй пассажир. – Вечером повтори упражнение еще раз десять». «Препараты давайте по схеме», – консультировал третий. В хоровом речитативе с уклоном в медицинскую тематику не было ничего странного: очередной десант профессоров и научных сотрудников СибГМУ, оставивших на день свои дела в Томске, направлялся «Маршрутом милосердия» в Уртамскую школу-интернат Кожевниковского района.

Культурная революция

Интернатский городок, размахом напоминающий добротное поместье (четыре спальных корпуса, котельная, прачечная, пекарня, множество хозяйственных построек) встретил тишиной. Дети находились в расположенной неподалеку школе. Мы отправились туда. Вопреки ожиданию увидеть скорбные сиротские лица – стереотип ведь именно такой у контингента подобных учреждений – воспитанники оказались жизнерадостными мальчишками и девчонками без явных внешних признаков интеллектуального нездоровья. Аккуратные, красиво одетые ребятишки ничем не отличались от своих сверстников из обычной школы, ну разве что были более приветливыми.

– После каникул наши ребята наденут новую эксклюзивную форму, – с гордостью заметила директор Тамара Ромашова. – Ее сейчас шьют в Новосибирске. Модель мы разрабатывали коллективно: для девочек это сарафан и нарядная блузочка с рюшами и воланами, для мальчиков – брюки, жилет и галстук, костюмы с пиджаками у них уже есть. Долго выбирали цвет и методом всеобщего обсуждения сошлись на ярко-сером с полосочкой. Смотрится очень элегантно и стильно. Мы стараемся, чтобы детей окружала комфортная и разноцветная атмосфера.

У директора были все основания для хорошего настроения: 2013-й стал завершающим в трехлетнем капитальном ремонте учреждения.

– У нас теперь новое здание школы, новые спальные корпуса, – перечисляла Тамара Анатольевна, – мы даже смогли приобрести два дома под социальные общежития, куда выпускники смогут приезжать на время каникул, провели туда отопление, оборудовали душевую кабину и туалет. Детям, которых после окончания школы безжалостно обирают черные риелторы, будет где найти временный приют. Полностью преобразилась наша столовая, в ней установлено самое современное оборудование. Не осталось даже ни одной старой ложки! Революция, о которой мы так долго мечтали, наконец-то свершилась.

Молятся трем богам

Доктора разошлись по кабинетам для осмотра детей, а мы отправились на экскурсию по школе. Первое, что поразило, – огромный стеллаж на входе со спортивными трофеями – кубками, медалями, вымпелами, полученными уртамскими воспитанниками на всевозможных соревнованиях. В одном из классов познакомились с чемпионом всероссийских лыжных гонок Костей Васильевым. Триумфатор, завоевавший для школы две золотые и одну серебряную медали на специализированной международной олимпиаде в Корее, был немногословен:

– Каждый день на тренировке по пять километров пробегаю. Да у нас все ребята на лыжах ходят.

Спорт – одна из важных составляющих педагогического процесса в интернате. Вторая – прикладное творчество. Все детки занимаются в кружках по интересам и демонстрируют потрясающую фантазию: из старых пластиковых бутылок, бумаги, ваты мастерят настолько уникальные поделки, что их можно выставлять не только на собственной выставке, но и на районной и областной. А ансамбль народных инструментов, созданный старшим воспитателем Светланой Сергеенко и музыкальным руководителем Виктором Поздняковым, произвел настоящий фурор на международном фестивале творческих коллективов в Санкт-Петербурге. В ансамбле занимаются 16 ребят, а желающих играть на таких инструментах, как ухват, коса, топор и прочие бытовые предметы, гораздо больше.

Третья и, пожалуй, главная «религия», на которой строится воспитательный процесс в школе, – труд. Потому что самая важная задача педагогов – подготовить детишек к самостоятельной жизни после школы. Без трудовых навыков в свободном плавании им будет очень нелегко. Поэтому с первого класса их учат шить и вязать, любой мальчик и любая девочка могут сами себе связать шарфик, носки, варежки. Благодаря подсобному хозяйству и огороду они знают, как выращивать картошку, солить капусту, доить корову. Это не обезопасит их от укусов нашего не очень доброго мира, но хоть как-то облегчит существование. Не зря так радуют директора Ромашову звонки и сообщения, которые она получает на мобильный. Вот, например: «Хочу вам сказать спасибо за жену. Она умеет все: и готовить, и картошку посадить, и овощи замариновать». Подобные слова супруга бывшей воспитанницы – лучшая благодарность педагогическому коллективу.

Дарить радость другим

В просторном спортивном зале нашли семиклассницу Настю Анучину, которая, как мы узнали из рассказа директора, попросила у Деда Мороза куклу в подарок не для себя, а для своей младшей сестренки.

– В прошлом году перед Новым годом, – поделилась с нами Тамара Ромашова, – мы предложили детям написать письма Деду Морозу и заказать себе подарки. Ребятишки вошли во вкус и не постеснялись попросить кто золотые сережки, кто крутой мобильник. Дед Мороз в лице компании DHL (директор Антон Гутов) добросовестно выполнил все заказы. А перед нынешним Новым годом мы провели с детьми воспитательную беседу, и ребятишки несколько умерили аппетиты, хотя, я не сомневаюсь, что компания снова выполнила бы любое пожелание. Нам вообще повезло со спонсорами. Мы уже много лет дружим с СХК. 10-летняя дружба нас связывает с компанией «Аргумент». Ее директор Владислав Сокольников вместе с супругой Татьяной ночью перед новогодними праздниками своими руками украшали нашу столовую. Дети пришли утром на завтрак и ахнули: такая красота была.

– Настя, – поинтересовались мы у девочки, – а почему ты заказала подарок не для себя, а для сестры?

– Потому что мне и так здесь хорошо. А Ариша живет в деревне, я хочу, чтобы у нее тоже был праздник.

Справка «ТН»

Уртамская школа-интернат – учреждение для детей с 7 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники обучаются по специальной адаптивной программе.

В 2013 году учреждению исполнилось 30 лет. Первым его директором была Юлия Ромашова, в 1996-м она передала эстафету своей дочери Тамаре Ромашовой. Кстати, в педагогической династии Ромашовых три поколения, общее количество педагогов 28, а общий педагогический стаж насчитывает 787 лет.

Отзывы томских медиков

Альбина Помогаева,  зав. кафедрой детских инфекционных болезней:

– По сравнению с другими аналогичными учреждениями здесь минимальное количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень профессионально работают медики, хорошо организовано физическое развитие детей.

Павел Полежаев, зав. детским отделением областной психиатрической больницы:

– Картина достаточно благоприятная, ребятишки регулярно осматриваются узкими специалистами, лечение получают адекватное. Лекарственная терапия подкрепляется всесторонним развитием – спортом, творчеством, трудовой реабилитацией.

 

Организаторы акции «Маршруты милосердия»: ТРО Фонда милосердия и здоровья (председатель правления Валентина Сысоева) и Фонда мира (председатель Валентина Ермаченко).

 

В поездке в Уртам участвовали Альбина Помогаева, зав. кафедрой детских инфекционных болезней, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ; Вячеслав Пашков, профессор кафедры госпитальной терапии с курсом физической реабилитации, д.м.н.; Алла Терентьева, педиатр-кардиолог, нефролог, доцент кафедры педиатрии ФПК и ППС, к.м.н.; Елена Горбатенко, педиатр-эндокринолог, зав. эндокринологическим отделением детской больницы № 1, к.м.н.; Анна Ковалева, педиатр-гинеколог, ординатор кафедры акушерства и гинекологии; Павел Полежаев, педиатр-психиатр, зав. детским отделением ТОПБ, к.м.н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.