Язык эмпатии

Чему учит Татьяна Коновалова

При встрече с Татьяной Юрьевной Коноваловой, преподавателем английского языка томской школы № 40, почетным работником сферы образования РФ, мы пошутили, что о ней легко писать, потому что одно перечисление ее заслуг займет полстраницы. «Да, нет, наверное, страницу», – подхватила шутку она. И действительно, перечень ее заслуг и наград таков, что им мог бы гордиться целый коллектив.

От учительства Татьяне Коноваловой скрыться было некуда. Бабушка – директор Поросинской сельской школы в Томском районе, мама – учитель начальных классов. А английский – потому что ей нравилось говорить на этом языке, у нее хорошее произношение. Правда, муж, нефтяник, никак не хотел, чтобы она работала в школе, потому что у него мама тоже учитель, и он знает, что это такое для семьи. Однако можно сказать, что именно он и подтолкнул ее к преподаванию. В Кедровом, куда был направлен на работу, кроме школы, Татьяне пойти работать было некуда. Она и пошла. Поначалу было непросто: переезд пришелся как раз на то время, когда в стране происходили не лучшие перемены, в том числе и в образовательной среде. Началась аттестация педагогов, и каждый, чтобы аттестоваться на категорию, старался держать при себе свои наработки, не делился ими. Но Татьяна пошла своим путем – проводила с ребятами много мероприятий, ходила с детьми в походы, вовлекала родителей, у нее появилось классное руководство, работа ладилось.

Потом было возвращение в Томск, снова поиск работы, и вот уже 26 лет в школе № 40, где она преподает английский, начиная с первых лингвистических классов.

Хотим спросить

Обаяние Татьяны Юрьевны зашкаливает, и поэтому хочется задать ей как можно больше дилетантских вопросов в надежде получить ответ квалифицированного эксперта. Она и отвечает.

– В овладении языком, – считает педагог Коновалова, – важно погружение в языковую среду. Одно дело, когда ребенок в силу обстоятельств оказался с родителями за границей, приобщение к языку идет естественно и быстро. Другое – обучение происходит искусственно. И овладение им, как бы кому это не нравится, – заучивание.

– На 90 с лишним процентов изучение иностранного языка – это зубрежка, – говорит Татьяна Коновалова. – В редких случаях дети схватывают все на лету. Поэтому я своих детей убеждаю: надо учить и учить, само в голову ничего не зайдет.

Однако учить можно по-разному. Как это делает Татьяна Юрьевна? Умением, опытом, хитростью, уловками, артистизмом. Чтобы поддерживать дисциплину в младших классах, использует, например, эффективное средство, которое рекомендует коллегам, – наличие «тайного ученика». Она его для себя назначает в начале урока и следит, как он работает. Дети не знают, кого выбрал учитель, и поэтому стараются все. В конце урока «тайный ученик» легализован, и, если он хорошо работал, справился с заданием, весь класс получает какой-нибудь бонус, например домашнее задание не будет задано. А если все с точностью до наоборот, то никакого поощрения не будет.

На уроках необходимо переключение. Поэтому дети Татьяны Коноваловой поют, делают гимнастику, которая активизирует мозг, водят хороводы, разыгрывают сценки. Вираж, который она когда-то сделала, поступив после школы в музыкальное училище и окончив его, принес свои плоды. В классе она – артистка…

К старшеклассникам другой подход. Они хороводы не водят и из-за парты особо не поднимутся. Для них предпочтительны интерактивные способы обучения, для этого в кабинете все есть.

Что лучше всего развивает мозг?

– Это язык, наша речь. Поэтому я не подхожу к преподаванию иностранного языка как к предмету, – делится Татьяна Коновалова. – Это общение, разговор на разные темы, наработки навыков, которые потом пригодятся при освоении других дисциплин. Мы учим детей и математике, и литературе, и истории, и географии. В определенном смысле иностранный язык – это полипредмет, а преподаватели иностранного языка – впереди планеты всей.

Такой вывод Татьяна Коновалова делает и на основании того, что существующие подходы в преподавании иностранного языка в школах органично вписались в новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). По мнению Татьяны Юрьевны, специфика преподавания иностранного языка заключается в возможности формирования именно метапредметных навыков, что согласуется с направлениями современных ФГОС, поэтому к новым стандартам адаптироваться легко. Этому способствуют и современные учебники, благодаря которым ребята знакомятся не только с культурой страны изучаемого языка, но и узнают много интересного о своей родной стране.

Два учебника наиболее востребованы сейчас: Spotlight («Английский в фокусе») и Startlight («Звездный английский»), но, по мнению Татьяны Юрьевны, нет универсального пособия, поэтому каждый учитель дополняет материал учебника чем-то своим. Татьяна Коновалова, например, делает презентации, показывает видео, чтобы у детей выстраивался визуальный ряд. Так легче запоминать материал. Сочетание с учебником необходимо, чтобы у школьника не было разногласия с предложенным материалом. Однако дополнительные материалы, видео последних событий приближают ребят к реальной жизни, именно на это ориентирует ФГОС. К примеру, в освещении темы катастроф в 6-х классах обязательно просматриваются видео и обсуждаются последствия недавних землетрясений в Турции и Сирии.

Что касается смещения акцента на устную или письменную речь, то, по мнению Татьяны Коноваловой, должна быть пропорциональность. Письмо развивает устную речь, когда пишем, лучше запоминаем. Учебники так и построены: говорение, чтение, работа с текстом, письмо. Все эти языковые навыки пригодятся при сдаче экзаменов. Кроме того, сейчас в образовании сделан акцент на развитие умения использовать полученные знания и навыки в конкретных ситуациях, то есть развитие функциональной грамотности, куда большим блоком входит читательская грамотность, а это очень хорошо развивают задания по иностранным языкам.

78,5–80 процентов – такова качественная успеваемость в классах Татьяны Коноваловой.

Талант на пользу другим

Если подыскивать ключевое слово, характеризующее деятельность педагога Коноваловой, то это – творчество. Оно проходит красной нитью по всем делам, за которые берется Татьяна Юрьевна. А еще – инициатива. Школа – это только одна площадка, где она может проявить свой креатив. Ее творческий потенциал настолько широк, что давно перешагнул за периметр школьного двора. Все, что она делает, опережает педагогическую практику.

Еще только забрезжили разговоры о применении компьютеров в обучении, а она первая в школе создала свой сайт и стала размещать на нем не только задания для детей, но и информацию для родителей, вела для них журнал класса. Одна из первых в городе стала применять технологию дебатов на своих уроках, а потом организовала Дебат-клуб на английском языке для старшеклассников в школе, а затем и на городском уровне, проводила областные турниры дебатов на английском и русском языках как для детских команд, так и для команд учителей. Ее навыки тренера и судьи турниров дебатов были востребованы в работе Первого областного слета молодых учителей, проводимого Департаментом общего образования Томской области и ОГБУ «Региональный центр развития образования», куда ее пригласили в качестве тренера по технологии «Дебаты».

Также в соавторстве со своей коллегой Лидией Витальевной Ширенковой она организовала областное детское научное общество Forward на английском языке, которое оказалось очень востребованным. Коновалова стояла у истоков создания масштабного проекта – летнего пришкольного образовательно-оздоровительного лагеря «Парк культуры и отдыха», где много лет была директором, а также руководителем лингвистического павильона «Английский с удовольствием».

Несколько лет Татьяна Юрьевна возглавляет областную Ассоциацию учителей иностранных языков на базе Томского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Она также сотрудничает с городским информационно-методическим центром по нескольким направлениям. Здесь она входит в команду виртуальных педагогов-наставников. В этом качестве она проводит вебинары, семинары и авторские дистанционные конкурсы-квесты «Педагогический калейдоскоп» и «Мы – учителя», которые привлекают большое количество участников и получили очень хорошие отзывы. Кстати, Татьяна Юрьевна – продвинутый пользователь различных компьютерных программ, в чем ей помогают ее сыновья Александр и Антон. Она им – прекрасное знание английского языка, которое помогает в карьере, а они ей – компьютерное обеспечение и помощь в овладении интернетом.

Что самое главное

Еще Татьяна Юрьевна по совместительству старший преподаватель в Томском государственном педагогическом университете. Она участвует в проведении государственной итоговой аттестации бакалавров и магистров, студенты проходят практику на базе школы. Она помогает молодым учителям при аттестации.

– Когда нам предлагают работать с молодыми специалистами, – говорит Татьяна Юрьевна, – я не отказываюсь и стараюсь строить взаимоотношения с коллегой на основе сотрудничества, взаимообогащения и сотворчества, особенно когда мы вместе участвуем в конкурсах, таких как «Розовые очки». То же и в работе с детьми. Я стараюсь давать ребятам такие задания, которые не только несли бы им знания, но и развивали творчество.

Чего бы хотела пожелать молодому поколению учитель Коновалова и в чем она видит свою миссию как педагога?

– Дело не в языке, – делится Татьяна Юрьевна. – Самое главное – быть людьми, человеческие качества важнее всего, и я стремлюсь развивать их в детях. К каждому ребенку стараюсь относиться с одинаковой эмпатией. Переживаю, если кто-то из детей на меня обиделся. Стараюсь извиниться, даже если права. Комфортные отношения в окружающей ребенка среде – путь к развитию и профессиональному росту.

Автор: Нина Губская
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 17 =