– Посмотрите: на окнах наледь, холод от оконных проемов такой, что одеялом их занавесить пришлось, – возмущена условиями проживания в многоэтажке по Иркутскому тракту, 174/2, Екатерина Прохорович.
О нечеловеческих условиях в новостройке рассказывает не только Екатерина, мать троих детей, но и другие собственники жилья. Особенно невыносимо стало в последние две недели, когда в Томск пришли морозы.
Ничего не меняется
Проблемы дома на Иркутском тракте, 174/2, редакции знакомы: два года назад первые новоселы уже обращались к журналистам за помощью – вода чуть теплая, батареи едва дышат, пластиковые окна промерзают. Помнится, в дом выезжали представительные комиссии – специалисты надзирающих инстанций (жилинспекции, прокуратуры, Роспотребнадзора), были и инженеры от компании-застройщика – ООО «Форма-Маркет». Проверяющие уверяли: все проблемы решатся, как только дом будет полностью заселен. Ревизоры вторили друг другу: жильцов мало, потому и экономят на отпуске тепла. Прошло два года. Жильцов достаточно: из 163 квартир половина точно заселена. Теплее не стало.
Джульетта Аветисян (2-й этаж) предупреждает: «Не раздевайтесь и обувь не снимайте – пол ледяной!» Но в квартире, где бегают двое ребятишек, ходить в обуви негигиенично: разуваемся. Через минуту жалеем об этом: ноги и вправду стынут.
– По утрам на кухне 10 градусов. К вечеру, когда весь день работает плита, бывает и 17.
Дети пока сидят дома – опять болеют, – переживает Джульетта. – В зале отапливаемся обогревателем, а когда сын и дочь идут спать, постель им нагреваю феном. Ложатся в одежде, и все равно от холода долго не могут уснуть.
Владельцы этой квартиры говорят: они прислушались к совету представителей управляющей компании «Дом»: меняйте окна, батареи, стеклите балкон. Так и сделали, но солидные затраты не принесли результата.
– Может, выше чуть теплее? – предполагает Аветисян.
Что ж, поднимемся. На 12-м этаже Екатерина Прохорович рассказывает:
– Дома 15–17 градусов. Больше, если включаем электрообогреватели (в итоге за свет набегает более 800 рублей). Если с окна снять одеяло, по квартире будет гулять ветер. На пол ступить страшно, а у меня малышка, которую я вынуждена иногда ставить в ходунки. Батарея – смех да и только – всего40 смдлиной, да к тому же еле живая.
– Максимальная температура горячей воды, если спускаем, 35 градусов (при норме хотя бы 40), – продолжает Прохорович. – Когда приходит время купать Настеньку, сначала минут 30 спускаем воду, одновременно греем калорифером ванную, но и после приходится в ванночку для ребенка добавлять кипяток из чайника. И все равно, видимо, где-то недоглядели: дочь заболела бронхитом… Сотовый телефон директора УК «Дом» Алексея Богачека уже наизусть знаем. Но помочь нам ничем не могут. В УК один совет: «Меняйте окна, батареи – в доме поставили самые дешевые». С какой стати? Дом новый! Во-вторых, как показал опыт других жильцов, замена окон и батарей еще не гарантия, что в квартире будет тепло. Люди вложились, а результат нулевой.
– Два года живем, все это время жалуюсь, а толку нет, – говорит Тамара Пономарева, активистка проблемного дома. – Побывала на приеме у помощника уполномоченного по правам человека, посоветовал сходить в районную администрацию. Ну чем нам там помогут – другого жилья все равно не дадут. На днях опять подала заявление в жилищную инспекцию…
В поисках решения
Журналисты «ТВ» обратились в управляющую компанию и жилинспекцию. Алексей Богачек, директор УК «Дом», о проблеме знает:
– По жалобе была выездная комиссионная проверка. Имеются акты комиссии специалистов жилищной инспекции и администрации Октябрьского района, в соответствии с которыми температурный режим в квартирах в норме. УК реагирует на все жалобы – если есть строительные недоделки, то застройщик ООО «Форма-Маркет» не отказывается от гарантии: по тем же окнам – приходят монтажники, меняют уплотнители, пенят проемы.
В жилищной инспекции пообещали: до конца этой недели сотрудники, а также привлеченные специалисты вновь посетят проблемный адрес.
– В этой многоэтажке последний раз наши специалисты были год назад, – рассказывает руководитель областной жилищной инспекции Анатолий Бочаров. – Тогда провели замеры, в результате чего зафиксировали некомфортный для проживания перепад температур: то есть разница температурного режима (пола, стен и воздуха в квартире) составила более 4 °С. Температура стены и пола была 16 °С, воздуха – 22 °С. Возможно, проблема многоэтажки в том, что промерзают стены. Но наша инспекция подобного рода заключения не дает. К тому же наше учреждение может принимать меры воздействия только к обслуживающим организациям, а не к застройщикам. Наша задача – провести замеры, зафиксировать их, разъяснить жильцам, каким может быть путь решения проблемы. В данном случае вариант разрешения один – раз дом уже сдан, жильцам предстоит заказать независимую экспертизу, в результате чего специалисты приедут с тепловизором и скажут наверняка, имеет ли место промерзание стен. Если предположение подтвердится, то гражданам впору обращаться в суд и ставить вопрос в строительном браке. В случае победы жильцов застройщика обяжут возместить затраты, которые они понесли в ходе сбора доказательной базы.
P.S. Подобного рода экспертизы стоят в среднем 20–25 тыс. рублей. И вроде бы жильцов в доме достаточно – скинуться предстоит рублей по 500, но люди говорят, что за два года напрасного ожидания помощи от властей они утратили веру, и в правосудие в том числе.


«Дом по Иркутскому тракту заселен наполовину, хотя 100% есть собственники жилья, не менее 40 пустых квартир – жилье Минобороны. С 2009 года они не оплатили ни копейки. Долги ни в коем случае на жильцов не раскидываем. Наняли юриста и обратились в Московский арбитражный суд, первый процесс уже состоялся. Рассмотрение отложено на февраль. А прецедент в Томске уже есть: «Жилсервис ТДСК» выиграл подобное дело у Минобороны. Мы тоже надеемся на победу. Пока обслуживаем дом за счет собственных средств».
Алексей Богачек, директор УК «Дом»