Золотой кузнец из Асина

Он кует красоту

Когда приезжаешь в Асино первый раз, поначалу складывается впечатление, что это очень серый город. Местами даже черный – из-за угольных котельных, которых здесь пока еще довольно много. Район стремится перейти на газ, но этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы его инициаторам. И вот ты въезжаешь в город со стороны Томска, видишь серую громаду комбикормового завода, приземистые, слегка угрюмые дома из посеревшего от времени бруса – многим из этих домов больше ста лет, но они все еще крепко стоят на центральных улицах города. Затем невыразительная вокзальная площадь, серый бетон памятников советской эпохи и традиционная улица имени Ленина с почерневшим вождем на фоне бледно-серого здания районной администрации.

Кажется, что других красок в этом городе нет и не может быть. Разве что зелень весной и летом да цвет бересты, производством которой славится Асино, вносят оптимистичный оттенок в общий унылый тон. Но стоит провести в этом городе хотя бы день, как понимаешь, насколько сильно первое впечатление отличается от реальности. Асино – один из самых цветных городов на карте Томской области. К нему нужно просто присмотреться. И конечно, самые яркие цвета в картину жизни города вносят люди, которые в нем живут, творят и являются настоящим украшением Асиновской земли.

 

Душа просит искусства

В Асине есть человек, которого без ложной скромности можно назвать золотым. Это Михаил Слободчиков, асиновский кузнец. Найти его очень просто. Встаешь спиной к памятнику Ленину и двигаешься прямо от него по Советской, в конце улицы поворачиваешь в маленький переулок справа. Путь занимает всего несколько минут, и ты оказываешься в кузнице-мастерской, возле которой еще недавно стояла большая металлическая фигура Чумного доктора, которого сделал Миша. Но этой осенью доктор уехал в Зоркальцево – его купила семейная пара, которая решила украсить этим произведением кузнечного искусства свое подворье.

То, что у Михаила Слободчикова золотые руки, видно сразу, уже с порога его небольшой кузницы. Она вся уставлена маленькими и большими плодами его творчества. Как любой кузнец, Михаил занимается ковкой множества необходимых в быту вещей: заборов, оградок, ворот, козырьков над дверями и калитками, скамеек, лестниц и мелких металлических изделий, на которые всегда есть спрос у жителей района. Но творческая натура не дает ему ограничиться только чисто утилитарными предметами. Душа просит искусства, и мастер ей в этом не отказывает.

Из одной мастерской в другую

Михаил Слободчиков родился в поселке Катайга Верхнекетского района. У деда была небольшая мастерская, и пятилетний Мишка ждал, когда дед сядет на коня, уедет по своим делам, а он тайком залезет в мастерскую. Для маленького пацана там был очень заманчивый мир, который хотелось быстрее освоить. Молотки, гвоздики, острые пилы, точилки, стамески… Дед строго-настрого запрещал Мишке все это трогать, но мальчишка все равно брал маленький молоточек и с упоением забивал гвозди куда придется…

В школе, куда через два года пошел Миша, тоже была мастерская. Там бойкий мальчик научился резьбе по дереву и токарному делу, а еще – работе с инструментами. И рисовать он тоже научился, по крайней мере на том уровне, чтобы расписывать кухонные доски, которые мальчишки выпиливали в мастерской. Роспись досок обычно делали девочки, но Михаилу непременно нужно было самому освоить все, что только можно делать руками.

Через год после школы Миша Слободчиков отправлен был в армию. И снова оказался в мастерской. Когда спросили, кто хочет поехать в Тулу учиться на оружейника, Михаил выше всех тянул руку. И больше года провел в мастерской по ремонту вооружения, освоив и эту профессию. А после армии приехал в Асино, к старшему брату под крыло, поскольку в родной деревне человеку с таким жизненным опытом уже казалось скучно. Хотелось простора и активной деятельности.

Как многих в Асине, Михаила сначала взяла в свой золотой плен береста. Прошел все стадии работы с ней – от заготовки до продажи изделий перекупщикам. Снова учился многое делать руками. Но через семь лет его опять потянуло в мастерскую. Но в этот раз в мастерскую по изготовлению наружной рекламы. И здесь он начал учиться тому, что еще не умел. Во-первых, работать со сварочным аппаратом. Во-вторых, разговаривать с людьми. Из замкнутого деревенского парнишки, которому с трудом давались разговоры с незнакомцами, Миша Слободчиков превратился в человека, который проводит мастер-классы для детей и взрослых, выступает перед публикой и с удовольствием рассказывает о своей работе. А центр города Асино до сих пор украшен металлическими стендами для афиш Дома культуры, которые Михаил изготавливал во время работы в рекламе.

Будь как улитка – двигайся вперед

А работа у Миши теперь очень любимая. Четыре года назад у него появилась собственная мастерская, в которой он и художник, и педагог, и фантазер, и воспитатель, и реставратор, и кузнец. Мастер своего дела. В этой мастерской кузнец Михаил Слободчиков не только делает простые вещи, которые украшают чужую жизнь. В ней он творит как настоящий художник. Из лопат, которые были найдены на старых огородах, в соседских сараях, Миша с помощью наковальни и молотка вылепил удивительные лица, даже лики… С одной лопаты на зрителя таращится сова – она сидит на самом верху стойки, крепко вцепившись в нее лапками. До того как стать совой, лопата без черенка месяца четыре валялась в кузнице, пока однажды Михаил вдруг не увидел в ней птицу.

Он никогда не рисует образы, которые хочет «вылепить», заранее. Лопата сама подсказывает, какой образ в ней таится. Именно так появилось первое лицо, которому Михаил дал имя «Незваный гость». Лицо на лопате действительно демонстрирует весь спектр эмоций, которые испытывает человек, оказавшись в роли незваного. Настороженность в глазах и явно читаемый вопрос: я хочу зайти, но боюсь, не вытолкают ли меня, не дадут ли по морде? Только рука настоящего художника способна так оживить мертвый предмет, дать ему возможность заговорить… Однажды в кузницу пришел сосед, принес ржавую и покореженную лопату – случайно выкопал на своем огороде. На, говорит, сдашь в чермет. А Михаил сразу увидел в ней солдата, который долго пролежал в земле и на его лице застыло выражение недоумения: за что меня убили? Мастер даже не стал убирать с лопаты ржавчину и как-то подкрашивать металл. Образ и без всяких красок впечатывается в глаза так, что невозможно забыть.

Свои лопаты Михаил не продает, как ни просят его об этом некоторые посетители кузницы. Они не просто украшение, а смысловой центр его мастерской. Здесь он, как в музее, собирает старые, никому не нужные, но ценные лично для него инструменты и вещи из прошлого. Сюда он охотно пускает асиновских детей, учит их обращаться с молотками и наковальней, делает вместе с ними забавных металлических улиток. Здесь он слушает прекрасную музыку и окс-фордские лекции по искусству. И здесь он мечтает. Есть у Михаила Слободчикова мечта сделать такую мастерскую, которая будет и музеем, и учебным центром для детей. И находиться эта мастерская должна не в старом гараже, а в удобном красивом здании где-нибудь среди леса. Возможно, эта мечта однажды сбудется. Миша ведь двигается как улитка – медленно, но верно. И всегда вперед.

Автор: Ирина Корнева
Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =