Отзывчивость измеряется не в рублях

К социальной работе в компании «Газпром трансгаз Томск» – особый подход

 Пожилая женщина из Нового Васюгана стала слепнуть. Но консультацию у квалифицированного специалиста там не получишь, пришлось ждать. И вот поселок навещает выездная поликлиника: поездку организовал «Газпром трансгаз Томск».

Врач вынес суждение: глаз можно спасти, нужна операция. Утешение небольшое, вздохнула старушка, денег-то нет. Обратись к газовикам, дали совет, те помогут. И верно, решение было принято сразу: через несколько дней больная оказалась в клинике Томска. Провела там после операции пару недель и довольная отправилась домой.

Людей, оказавшихся в сложной ситуации и вынужденных обращаться в компанию, а не в органы, призванные решать житейские проблемы, увы, еще много. Для них «Газпром трансгаз Томск» рисуется некой волшебной конторой, готовой исполнить любую просьбу.

Но в компании комплиментом это не сочтут. Нужна основательная работа с людьми, полагают газовики. Постоянная, а не от случая к случаю.

Нужна система: стабильность и концептуальный подход. Ведь возможность помочь – необходимое, но недостаточное условие. Нужно еще понимать, в каких направлениях действовать, чтобы что-то менялось в самом обществе. Чтоб оно развивалось, преодолевая проблемы, а не уповало на «волшебство» одной корпорации. А та содействовала бы этому процессу, как подобает прочно стоящему на ногах предприятию.

Таков подход, который демонстрирует «Газпром трансгаз Томск». Перечислять все, что сделала компания в последние годы, нет необходимости. Отчет будет выглядеть как сухая протокольная сводка. А вот присмотреться к системе работы с территорией полезно.

Буквально по пунктам. Или по разделам, которых в корпоративной программе, ориентированной на социум, по большому счету, два: «Дети» и «Ветераны». Это самые незащищенные, уязвимые группы населения, отсюда основные направления поддержки.

Основные, но есть и другие: образование, спорт и культура. Все то, что способствует развитию личности, формирует здоровый образ жизни. Помогает создавать условия, при которых проблем в обществе становится меньше.

Томск и Моряковский Затон

В области много специализированных детских учреждений. С кем налаживать взаимодействие? Да с теми, кто больше нуждается. Важно выбрать самые болевые точки и решать проблемы целенаправленно. Именно так поступает компания.

Взять ремонт помещений. Кто-то может переждать, а есть заведения, где выполнять ремонт необходимо ежегодно. По нормам санитарно-эпидемиологической службы.

Дом ребенка – одно из них. Здесь живут дети с серьезными психоневрологическими заболеваниями. Малыши-инвалиды. На фасаде вывеска: «Учреждение здравоохранения «Дом ребенка». Для лечения и реабилитации детей с органическими поражениями центральной нервной системы и нарушением психики.

Пояснение важное. Даже неспециалисты понимают, что это такое. Более обделенных судьбой детей невозможно представить. И сколько же нужно стараний, душевных сил, чтоб облегчить жизнь малышей. Да и денег.

Не сказать, что дому ребенка не оказывают поддержки. Спонсоры есть, и среди них постоянные. Но основным выступает «Газпром трансгаз Томск».

– С компанией дружим давно. Когда были проблемы с детским питанием, она помогала. Каждый год выделяла деньги на ремонт помещений. Два года назад благодаря газовикам купили много детской одежды. А в этом году провели капремонт в помещении группы для детей с повреждением опорно-двигательного аппарата. Заменили двери, линолеум, осуществили другие работы, – говорит главный врач дома ребенка Нина Сиянова.

Государство не оставляет ее коллектив один на один с проблемами. Но их много, а бюджетная поддержка имеет пределы. Сложно представить, как бы все обернулось, не будь таких надежных помощников, как «Трансгаз Томск». Искреннее газовикам спасибо!

Ту же фразу повторяет Наталья Ковтун из Моряковского интерната для сирот. Она не директор, а педагог, но отвечает за работу со спонсорами, и потому в теме.

Школа-интернат состоит из нескольких корпусов: основное здание, мастерские, пристройки. И тут хозяйственных прорех много, а денег мало. Хорошо, помогает бизнес. Но крупные проблемы способен решать только крупный спонсор — «Трансгаз Томск».

Три года назад компания подарила спортплощадку, оснащенную снарядами. Давала автобус и вывозила ребят в Северский зоопарк, в ТЮЗ, в Горсад на празднование Дня защиты детей. А в этом году помогла обновить основной корпус.

– Пожарные дают предписания: устранить неполадки, – рассказывает Наталья Викторовна. – Да как устранить? Нужны деньги. Но в этом году удалось многое сделать. Составили смету, «Трансгаз Томск» выделил деньги. В спальном корпусе поставили пластиковые окна и двери, заменили плафоны, противопожарную сигнализацию. Уложились в смету, да еще остались деньги на новые покрывала.

После ремонта кто-то из бывших воспитанников побывал в Моряковском Затоне и ахнул, застав перемены: кто помог, рассказывайте…

Каргасок и Парабель

Прошлой весной случилось несчастье. В Каргаске сгорел дом. 12 семей остались без крова. Что делать? Кинулись к главе района Анатолию Рожкову. Тот озаботился: чтоб расселить погорельцев, нужно 3 миллиона. Для районной казны сумма немалая. Но и отмахнуться нельзя. Среди жильцов были и молодые семьи, и ветераны.

Вот от них, ветеранов, и довелось услышать продолжение истории, как «Трансгаз Томск» поспешил на выручку. Кому-то из пострадавших помог купить в райцентре квартиру, а кому-то возвести новый дом.

– Дело не в деньгах: не рублями измеряется отзывчивость, – подводит черту Василий Гришаев, председатель районного совета ветеранов. – А просто одни замечают, что кто-то нуждается в помощи, и идут навстречу, а другие в упор не видят проблем.

Пожилые люди достойны размеренной жизни. И трудились на славу, и воевали. На старости лет и забыть бы о печалях, да где там. Одна радость: общение друг с другом да мероприятия, где им выказывают уважение. Что особо приятно: не забывают.

Тут и приходит помощь из Томска. В праздники ветеранская организация получает от газовиков денежные пособия. На чаепитие, концерт, индивидуальную поддержку. Ежегодно ветеранов подписывают на привычные для них издания.

Стариков надо беречь. Их немного, а фронтовиков и вовсе осталось на весь район 46 человек. В Парабельском районе – втрое меньше. Хотя помощь, ясно, распространяется на всех ветеранов.

Октябрина Быковская, руководитель Парабельского совета ветеранов, человек эмоциональный. Говорит о простых вроде вещах очень взволнованно.

– У нас инициативные люди. Провести «Голубой огонек» на праздник или конкурс – обычное дело. Собираемся в клубе, обсуждаем, кому помочь: есть одинокие и больные. А клуб так и называется: «Ветеран». Выделили нам помещение, в прошлом году провели ремонт: сделали навесной потолок, решетки на окна повесили, заменили обои.

Ремонт провели благодаря газовикам. Они же дали средства обновить ветеранский клуб в селе Старица. Там был приют для одиноких стариков, его благотворители тоже привели в порядок.

Изложив это, Октябрина Тихоновна добавляет:

— Вы уж передайте нашу благодарность компании.

Ветеранскому движению в Парабельском районе 35 лет: отмечали в этом году юбилей. Опять же при поддержке компании. Но помощь томичи оказывают таким образом, чтобы вовлечь в эту работу районную администрацию. Никто не говорит, что она бездействует, но… Со стороны бывает заметнее, что и как сделать.

Подменять власть нет нужды. А вот сообща наладить поддержку тем, кто нуждается, смысл есть. Компания выступает партнером органов власти, и это правильно. Ну а кто в каждом конкретном случае выступил двигателем социальной поддержки, разве важно?

Вся Томская область

Получение опыта социальной работы – история любопытная. Ведь так не бывает, чтоб вчера все было как у всех, а сегодня есть чему поучиться. Опыт нарабатывается непросто.

Но это тема отдельного разговора. Пока же просто присмотримся к взаимодействию компании с теми, кто ее окружает.

– Считается, успех этой работы прямо пропорционален количеству выделяемых денег. Не согласен. Есть предприятия, которые обладают финансовыми и другими ресурсами, но социально ответственным бизнесом не являются. А томская «дочка» «Газпрома», которую возглавляет Виталий Маркелов, имеет право называть себя так, – высказывает мнение первый заместитель губернатора Сергей Ильиных.

Он на минуту задумывается, пытаясь дать не просто оценку, а анализ деятельности компании. И предлагает собственное обобщенное резюме:

– Знаете, с чего начинается социальная ответственность в моем понимании? Начинает предприятие со своего коллектива. Ведь от его сплоченности и умения зависит благополучие всего дела. Так вот, в этой компании отношение к людям труда исключительное. Открывается на линейном участке медпункт – там все на высшем уровне: оснащение и комфорт. Везде все продумано – условия быта, безопасность труда.

Идет спартакиада: на стадион выходит с факелом простой слесарь. Но по фигуре, костюму он как участник Олимпийских игр – тут тоже все продумано. Или фестиваль творческих сил: на сцене появляются управленцы, линейные работники. Они прекрасно поют и танцуют. И вот из всего этого в коллективе складывается позитивный настрой.

А дальше начинается эволюция социальной ответственности, когда это отношение распространяется на окружение. Ведь социальная среда многое значит. Отсюда проекты, направленные на развитие спорта, культуры, участие в корпоративном проекте «Газпром» – детям». И для нас, областной администрации, компания становится полноправным партнером в решении социальных проблем. Но это не все.

Наступает 3-й этап, когда прагматичные цели перестают играть роль и появляется личная потребность помогать людям. Вот сейчас компания, мне кажется, вступила в этот период. Раньше возникали просьбы, она на них реагировала. Сейчас сама выступает с предложениями. Во многом это заслуга первого руководителя. Особенно отрадно, что компания охватывает поддержкой северные школы. Вообще, помощь детям – ее конек.

Сергей Евгеньевич не стал конкретизировать, говорить о кадетском корпусе, который патронирует компания, о районных центрах для несовершеннолетних, которым оказывается поддержка. Это вроде бы на слуху. Но один проект, из последних, упомянул: оснащение новым оборудованием школьных столовых на севере области.

Райцентры и северная глубинка

Школы там разные: есть большие и малокомплектные. А объединяет их малодоступность и довольно скудная материальная база. Чтобы убедиться, можно проехать по любому северному району.

Сотрудники «Трансгаз Томска» так и сделали. Сели на машины и поехали по школам Парабельского, Каргасокского районов и г. Кедрового. Картина открылась удручающая. Ехали, однако, не за впечатлениями, а чтобы составить реестр оборудования, необходимого для школьных пищеблоков.

– Встречали нас с недоверием, – рассказывает Виктория Гаврилова, ведущий специалист группы корпоративных отношений. – Но мы понимали: кто только сюда не наведывался и чего только не обещал этим людям. Они отчаялись верить. Показывали свое хозяйство: нужно то и это. А сами, наверное, думали: «Будет ли толк?»

Список получился внушительным. Туда вошли тестомесы, холодильники, вытяжные шкафы, посудомоечные машины, кухонные столы, линии раздачи. И еще много чего.

И опять особенность подхода. Компания заключила с районными администрациями соглашения, по которым обновление столовых будет идти при одном условии: местная власть должна провести там ремонт и обеспечить должное энергопитание. Это нормальная договоренность, считает начальник департамента общего образования Леонид Глок.

– Так и должно быть: что-то берет на себя компания, что-то территория. Те же фильтры для очистки воды. Если использовать воду, которая есть, новое оборудование выйдет из строя. В районах денег не предусмотрено, но мы постарались войти в госпрограмму и на оснащение фильтрами 20 школ получили в этом году 2,5 млн рублей.

Монтаж оборудования и гарантийное обслуживание обеспечивает фирма-поставщик. А поставку обязуются осуществить газовики, используя собственный речной флот. Этим летом по северным рекам потянулись баржи с коробками и ящиками для столовых.

Около 15 школ получат оборудование до конца навигации – Негодская, Киевская, Березовская, Мыльджинская, Сосновская и другие. Всего же за 3 года обновят столовое оборудование 35 северных школ.

Газовики максималисты: уж если впрягаться в работу, которую сами затеяли, то добиваться кардинальных перемен. Так было и со школой в пос. Вертикос. К компании обратились посодействовать в ремонте, а она взялась строить новую школу.

Получился настоящий дворец: с просторным спортзалом, душевыми, с библиотекой, лабораториями, мастерскими. В Томске ничего подобного по оснащению нет и в помине, про районы говорить нечего. И не потому, что в Вертикосе учатся дети сотрудников компании. Точнее, не только по этой причине.

Томск, Алтай, Сахалин

А ведь верно, корпоративная ответственность начинает охватывать всю социальную среду. Недаром «Газпром трансгаз Томск» становился победителем конкурса «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства». Получал звание «Организация высокой социальной эффективности» в конкурсе, проводимом правительством РФ. Отмечался в других конкурсах, смотрах, состязаниях.

Причин много. Но одна лежит на поверхности: широкий охват. Отношения социального партнерства у газовиков охватывают все сферы: образование, медицина, спорт. И это касается всех слоев населения, хотя приоритетными остаются две категории: ветераны и дети.

Взять Консультационный центр при клиниках СибГМУ. Ежедневно там проходят консультацию, обследование, реабилитацию десятки, а то и сотни томичей. Для удобства медики создают компьютерную базу данных и переходят на использование электронных карт. Хороший процесс, но из-за нехватки компьютеров затормозился. Помогли газовики. Подарили дюжину новых машин, за что главврач клиники Виталий Шевелев сказал им спасибо.

Другой пример: институт геологии и нефтегазового дела ТПУ. Это образовательная площадка для многих компаний, считать ее своей томская «дочка» «Газпрома» не может. Но это не помешало выделить средства на мебель для нового корпуса института.

Принцип всеохватности заметен и в отношении спорта. Думаете, почему школа № 40 получила многофункциональную спортивную площадку с современным покрытием? Ну да, крупнейшая в области школа. И все же не только поэтому.

– К нам на площадку приходят дети с окрестных домов. У нас занимаются взрослые: тут проходят районные соревнования. И это не противоречит установкам компании, которая построила площадку. Напротив, это и предполагалось, – говорит директор школы Ирина Грабцевич.

Город, в котором ощущается нехватка спортивных сооружений высокого класса, не может считаться комфортным. Но самостоятельно справиться с этой проблемой Томск не в силах. Значит, нужно включиться в работу, решили газовики. И вот подготовлен проект легкоатлетического манежа на стадионе «Кедр», развернулось строительство.

Проект крупный: подготовлено основание под устройство манежной плиты длиной 90 и шириной 55 метров. Одновременно там смогут заниматься более ста спортсменов и находиться 500 с лишним зрителей. Предусмотрены занятия 30 видами спорта.

Манеж будет столь «крутым», что там смогут соревноваться звезды отечественного и мирового спорта. Предусмотрены конференц-залы, лифты, пандусы. А по степени технической сложности объект невозможно сравнить ни с одним сооружением подобного типа во всей области или даже в Сибири.

При поддержке компании в Томске появится и ледовый дворец. Реконструкция стадиона в Горно-Алтайске и спорткомплекса в Южно-Сахалинске, строительство хоккейной коробки в Славгороде – вот примеры участия компании, имеющей множество филиалов, в работе по развитию спорта. Примеры, характеризующие системный подход.

А выигрывают от такого подхода все. Школьники и студенты. Старики и дети. Жители Севера и других территорий.

Всеволод ЗИМИН

Детская площадка у школы №40

Легкоатлетический манеж

Подопечные из детского дома города топки в Кузбассе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − семь =