Левобережная пыль

Песок сомнительного качества применен, по оценке некоторых экспертов, при строительстве объездной дороги

Левобережная дорога Томска, не раз становившаяся объектом скандалов, вновь заставляет говорить о себе. На фоне уже давних в строительной среде разговоров, что дорогу отсыпают песком сомнительного качества, сразу две группы лиц, никак не связанных между собой и не знавших о действиях друг друга, обратились в разные экспертные лаборатории с заказами на исследования песка. С левобережки было взято несколько проб, и сегодня заказчики имеют их результаты: ряд существенных параметров не соответствуют ГОСТу для формирования насыпи автомобильных дорог.

«ТН» пытались выяснить, какой именно ГОСТ заложен в проекте строительства левобережки. Глава департамента капитального строительства мэрии Томска Алексей Сафронов не предоставил эту информацию. Но в лаборатории, которая согласно договору осуществляет технический надзор, пояснили: в проекте просто указано – «песок», четкие технические характеристики отсутствуют.

По информации «ТН», департамент капстроительства мэрии обратился в «Юградорпроект» с просьбой откорректировать проект левобережки, в том числе внести четкие характеристики, указав необходимый коэффициент фильтрации песка. Это самый важный показатель, на основании которого можно прогнозировать, как поведет себя в эксплуатации будущая магистраль, не расползется ли дорога стоимостью более 3 млрд рублей. Корректировка корректировкой, но насыпь-то уже фактически сформирована…

 Сомнения и пробы

В качестве песка, который свозили и до сих пор поставляют для отсыпки полотна будущей левобережной дороги, многие специалисты, близкие к строительству, сомневались давно. Говорили, что стройматериал слишком мелкий – фактически пыль. Что возится песок не с того карьера, который указан в документах. Что утрамбовать такой песок практически невозможно. То есть в конечном итоге говорили о вероятности того, что насыпь не будет держать дорожную одежду и уже после трехлетнего гарантийного срока на дороге могут образовываться просадки.

Тема долго витала в кулуарах, но, чтобы говорить о ситуации вслух и всерьез, требовались основания. И в конце концов две общественные группы, каждая сама по себе и почти одновременно, заказали исследование проб песка.

Первым две недели назад сдал пробы песка для исследований Сергей Жабин, руководитель общественной экологической организации «Стриж». Забор проб специалист испытательной лаборатории ООО «Аверс-1» взял в «изголовье» левобережки – на подъезде к Тимирязевскому.

А на прошлой неделе песок для исследования уже в «хвосте» левобережки, где проезжая часть выходит к коттеджному поселку Элеонор, взял Геннадий Петров, специалист испытательного центра «Стромтест» ТГАСУ. Пробы взяты согласно договору, заключенному с руководителем томского отделения Центра противодействия коррупции Павлом Ковешниковым.

– Одна проба из уже существующей насыпи, другая – из кучи свежего песка, по всем признакам (материал был влажным) только привезенного с карьера, – пояснил «ТН» Геннадий Петров.

– Когда эксперт брал песок, он комментировал, что материал, скорее всего, не соответствует ГОСТу по ряду показателей, – дополняет Павел Ковешников, зафиксировавший процесс на фотокамеру. – Найдет ли эксперт в ходе испытаний подтверждения своим сомнениям? Результатов ждали с интересом.

Обнаружены отклонения

– Для строительства автомобильных дорог (формирования насыпи) используется песок ГОСТ 8736-93, – поясняет результаты исследований заведующий лабораторией ООО «Аверс-1» Тамара Ничиперович. – Проба с левобережки этому ГОСТу не соответствует: глинистых частиц должно быть не более 5%, а оказалось 16,5%. Проще говоря, глины практически в три раза больше, чем нужно.

– В двух исследуемых пробах есть отклонения от ГОСТа, – говорит специалист испытательного центра «Стромтест» ТГАСУ Геннадий Петров. – Обнаружена примесь более крупных фракций: должно быть 0,5% крупных зерен, оказалось более 3%. В другой пробе – превышение по глине. Допускаю, что в ходе строительства произошло смешивание с другими материалами. Но выяснять, так ли это, заказчикам и подрядчикам.

Проект без конкретики?

Идея инициаторов проведения экспертизы заключалась в том, чтобы сравнить их результаты с условиями, заложенными в проекте. Задумка не удалась: по имеющейся информации, в проекте на строительство левобережной дороги не указан ГОСТ песка – не зафиксированы какие-либо технические характеристики. Глава департамента дорожного строительства мэрии Алексей Сафронов отказался ответить «ТН» на вопрос о ГОСТе. Но эту информацию, по утверждению представителей Центра по противодействию коррупции, им подтвердил в частной беседе руководитель НИИ строительных материалов Владимир Веник, чьи специалисты отвечают за качество строительства левобережки.

– Неужели согласно проекту на объект могут свозить песок с самых разных карьеров – и крупный, и пылевидный, и с любыми примесями? Быть такого не может, есть технические требования, тем более это очень серьезный автомобильный объект. Если в проекте нет конкретики, а фигурирует формулировка «песок», это по меньшей мере странно, если не выразиться более прямолинейно, – говорит Сергей Жабин.

На корректировку

Песчаная тема, похоже, тревожит и заказчика работ: по информации «ТН», департамент капитального строительства мэрии недавно направил на корректировку проект по левобережке в «Юградорпроект». Задача – конкретизировать, какой именно песок должен быть использован в ходе возведения дороги, а если быть еще точнее – указать нужный коэффициент фильтрации песка.

Поясним: коэффициент фильтрации определяется способностью пропускать через себя воду – чем крупнее зерна, тем быстрее вода проходит через толщу. Самым высоким коэффициентом фильтрации обладает гравий, самым низким – глина, которая фактически не пропускает воду: если такой материал не очистить, то дорожное полотно неизбежно начнет разрушаться раньше времени.

Возможно, опасаясь таких последствий и уже имея информацию о переизбытке глины в используемом строительном материале, заказчик и обратился за корректировкой проекта?

Но ведь насыпь, тело будущей дороги, уже фактически сформирована…

Откуда песок?

Еще один вопрос, ответ на который пытается найти общественность: с какого карьера на левобережку свозят исходный материал?

– Песок должны возить только с кудровского карьера (эту информацию со ссылкой на госэкспертизу проекта «ТН» подтвердили в Счетной палате Томска. – Прим. авт.). – Но, полагаю, свозят его с разных карьеров, в основном с тех, что в 4–5 раз ближе, тем самым сокращая затраты на транспортировку, – полагает Сергей Жабин.

Жабин заказывал исследование песка с тахтамышевского карьера. И специалист центра ТГАСУ Геннадий Петров сравнил этот песок по техническим характеристикам с пробами, которые он отобрал в «хвосте» левобережки:

– Пески очень похожи, можно предположить, что материал с этого карьера, – сказал Петров, добавив, что в регионе всего 5% песка соответствует ГОСТу.

Добавим, что в 2010 году Счетная палата Томска пыталась узнать, чьи пески в теле левобережки. Как сказала «ТН» аудитор Ирина Яншина, документальный след привел в ЗАО «Сибирский центр логистики», где отказались предоставить информацию, сославшись на коммерческую тайну. Но при этом тогда Счетная палата выявила факт неэффективного использования бюджетных денег: в документах Сибирского центра логистики была обозначена одна сумма за поставку песка (единая за доставку и разгрузку), в документах подрядчика – другая.

– Таким образом, в результате отсутствия должного контроля со стороны заказчика подрядчик дополнительно получил около 80 млн рублей, и с точки зрения гражданского законодательства мы не имеем права потребовать возврата этой суммы, – сказала «ТН» Ирина Яншина. – А вопрос о том, откуда песок в левобережной дороге, открыт.

Вопросы

Все документы представители «Стрижа» и томского отделения Центра по противодействию коррупции передали в ряд госслужб – от контрольно-ревизионных до правоохранительных (в том числе в УФСБ по ТО, полагая, что есть основания на проверку коррупционной составляющей). И теперь общественники ждут от этих служб ответов на свои вопросы.

Правда ли и почему в проекте указан просто «песок» без каких-либо характеристик?

Какой песок (по фракции, модульности) должен использовать подрядчик?

ГОСТ для песка, который используется для строительства автомобильных дорог, в данном случае не указ для заказчика и подрядчика?

С какого карьера, согласно документам, должны возить материал?

С какого карьера его поставляют на самом деле?

Как на качестве дорожного полотна скажутся отклонения, обнаруженные экспертами?

СПРАВКА «ТН»

Левобережная дорога в виде четырехполосной магистрали длиной 11 км была задумана с целью разгрузки от транспорта центра Томска. Проект разработали еще в 1998 году, а федеральное финансирование под него регион получил, сам того не ожидая, – это был единственный дорожный объект, на который в момент подачи заявок Томск имел госэкспертизу. Власти разных уровней взяли на себя обязательство строить объект путем софинансирования – доля региона 250 млн рублей. В целом же стоимость объекта 3,2 млрд рублей. Около 700 млн уже освоено. В этом году из федерального бюджета поступит еще около 500 млн рублей. И деньги идут, но совсем малыми траншами

 

Один из вопросов, на который предстоит найти ответ: с каких карьеров на самом деле поставляют песок для строительства дороги
Один из вопросов, на который предстоит найти ответ: с каких карьеров на самом деле поставляют песок для строительства дороги

 

30 июля 2012 года. Специалист испытательного центра «Стромтест» ТГАСУ Геннадий Петров берет пробы песка на левобережной дороге
30 июля 2012 года. Специалист испытательного центра «Стромтест» ТГАСУ Геннадий Петров берет пробы песка на левобережной дороге

Левобережка уже выведена к поселку Элеонор. Но, как оказалось, дальше ей путь закрыт. Согласно проекту развязка должна быть там, где коттеджная земля уже поделена между многими собственниками.

Как вышло, что проект левобережки, разработанный в 1998 году ГипродорНИИ, существовал сам по себе, а земля тем временем уходила в частные руки и этого как будто никто не видел? Каким может быть выход из сложной ситуации?

В мэрии пока ломают голову. «Видимо, придется выкупать участки», – говорят чиновники, поясняя, что землевладельцы в Элеоноре – уважаемые персоны.

Альтернатива – общественный сервитут, когда частное становится общим для общих нужд, – пока не обсуждается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − пять =