Отец Дионисий: О православном мессенджере

Отец Дионисий ЗемляновОтец Дионисий (Землянов), редактор официального сайта Томской епархии РПЦ

Ряд СМИ сообщили о планах Русской православной церкви запустить собственный мессенджер. Разработчики утверждают, что идея его создания принадлежит пользователям православных сервисов, и обещают предоставить особые возможности для священников.

-СМИ ввели людей в заблуждение. На самом деле РПЦ ни своих мессенджеров, ни интернет-ресурсов не запускает, так как у нее совершенно другие задачи. Это делает православная общественность. В данном случае – православная социальная сеть «Елицы», которая выпуском приложения для смартфонов увеличивает свой функционал.

С моей точки зрения, сайт «Елицы» нельзя в прямом смысле слова назвать социальной сетью. Это просто интернет-ресурс для верующих людей, благодаря которому они могут общаться и узнавать более-менее достоверную информацию. Лично я этим ресурсом не пользуюсь, но признаю, что он делает благое дело.

Недавно мы столкнулись в Интернете с феноменом мошенничества под прикрытием православия. В социальной сети «ВКонтакте» существуют группы и аккаунты якобы священников и храмов. Но на самом деле это жулики, которые собирают с людей деньги под видом пожертвований и при этом несут всякую чепуху. Нам не удалось убедить администрацию «ВКонтакте», что страницы подобных мошенников нужно заблокировать.

А «Елицы», по крайней мере, имеют систему авторизации, которая дает верующим уверенность, что их не обманывают, что тот человек, с которым они там общаются, на самом деле является священником, а не мошенником, выставившим чужую фотографию.

Почему СМИ приписали создание мессенджера церкви, а не интернет-ресурсу? Потому что так можно привлечь более массовую аудиторию. Кого заинтересует сообщение о том, что приложение для смартфонов разрабатывает мало кому известный сайт «Елицы»? А вот заголовок о том, что модное приложение создаст православная церковь, гарантирует, что текст прочитает огромная аудитория.

Такое использование имиджа РПЦ в погоне за аудиторией имеет еще один неприятный аспект. Он предполагает ставку на существующее в массовом сознании клише об отсталости  православной церкви, несовместимой с модными новинками технического прогресса. Мол, этот ретроградный монстр хочет казаться современным и думает, что запуск мессенджера сдует с него пыль веков и приблизит к молодежи.

Очевидно, что тем, кто так думает,  невыгодно осознание того, что церковь – это часть современного общества, причем значительная. Им выгодно держать РПЦ на уровне скандала, конфликта, маргинальности. К сожалению, в погоне за аудиторией некоторые СМИ помогают этим силам создавать непривлекательный образ церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =