Специалисты оценили качество масла

Статей на сайте: 1390

Сливочного масла на прилавках – глаза разбегаются. Но ценовой разброс сбивает с толку: пачку можно купить и за 20, и за 57 рублей. Выбрать качественный продукт без сноровки невозможно. И, как говорят специалисты, быть обманутым риск велик: у сливочного масла огромное количество побочных родственников, претендующих на его доброе имя, а по объемам продаж лжемасло стоит в одном ряду с фальшивой водкой, консервами и компакт-дисками.

В рамках проекта «Экспертиза ТН» специалисты (представители органа по сертификации, химики, эксперт по молочной продукции) помогают томичам разобраться в масляном вопросе.

На вкус и цвет

– Какой летний цвет у этого образца – масло желтенькое, – оценивает пробы на цвет (один из критериев органолептики) ведущий в регионе эксперт по молочной продукции Ольга Толкачева. – У коровы молоко на языке: ест травку – значит, конечный продукт, в том числе и масло, будет богат микроэлементами, и на цвете сливочного масла это тоже отражается. Хотя потребителя можно ввести в заблуждение: бывает, что масло подкрашивают, добавляя каплю растительного.

– Образцы режутся по-разному, – разделяя масло на крохотные кусочки, чтобы приступить ко второму этапу оценки – дегустации, обращает внимание химик Валентина Киселева.

– Как говорила моя бабушка, с языка ушло, вкуса не оставив, – критикует пробу химик Людмила Соловцова. – Где послевкусие?

– Пластилиновое, – солидарна с коллегой руководитель Томской областной ветеринарной лаборатории Галина Гребенникова. – И цвет маргариновый.

– Здесь достойный букет, – обращает внимание на одну из проб Толкачева…

Органолептика (вкус, цвет, запах) – первый и субъективный этап экспертизы. Объективную картину показывают микробиологическое и физико-химическое исследования, куда затем и отправляются наши образцы.

Критерии оценки

Итоги экспертизы подводит Ольга Толкачева:

– На стадии органолептики образцы заявили себя по-разному, поэтому результаты дальнейших исследований мы ждали с интересом. Но микробиологические, физико-химические характеристики оказались выдержанными. Разницу заметили лишь в кислотности (выше, ниже, но в пределах ПДК). Проверяли и термоустойчивость – все образцы при комнатной температуре в течение двух часов выдержали форму, не поплыли. Для подведения окончательных итогов специалисты брали во внимание органолептику и маркировку (информацию на этикете). Образцы, которые заняли последние – 3-е и 4-е – места, проигрывают как раз из-за неполной или неточной информации для потребителей. Вполне закономерно, что средний бал заработало масло компаний-фасовщиков: они закупают продукт оптом, масло размораживают, гомогенизируют (доводят до однородной массы), иногда масла разных производителей смешивают, что не запрещено, но конечный продукт от такого рода вмешательства теряет в качестве.

 

КОНКУРСАНТЫ

Масло сливочное крестьянское, 72,5% жирности, ГОСТ Р 52969-2008 (для этой категории масла существует единственный ГОСТ). Для сравнения купили еще и спред.

  

«Кружевное» (ООО «Северская молочная компания»)

Сливочное крестьянское (ООО «Молочная поляна», Томск)

Сливочное крестьянское («Деревенское молочко», холдинг «Сибирская Аграрная Группа»)

  

Сладко-сливочное несоленое (ИП Семкин, Томск)

Сладко-сливочное несоленое крестьянское (ООО «Восток-С», Барнаул)

Сливочное крестьянское (ООО «Анжерское молоко», Анжеро-Судженск)

 

Сливочное крестьянское (ОАО «Юнимилк», Кранодарский край)

Спред растительно-сливочный (ИП Семкин, Томск)

Результаты экспертизы

1-е место: масло «Кружевное» и «Деревенское молочко» (любопытно, что их производят компании-конкуренты, оба предприятия расположены в Северске, их разделяет только забор).

2-е место: масло ООО «Анжерское молоко».

3-е место: масло фасовщиков – «Молочная поляна», ИП Семкин и ОАО «Юнимилк» (потому что не ясно, где именно произведен продукт – на этикете указано два разных адреса Краснодарского края).

4-е место: барнаульское масло «Восток-С» (самый скромный балл по органолептике, да и по этикетке были вопросы).

 

Эксперты советуют отдавать предпочтению сливочному маслу, изготовленному по ГОСТу, а не по ТУ (как показывает практика, продукты по техническим условиям имеют более дешевую рецептуру)

Экспертиза в домашних условиях

Положите масло в морозилку. Если масло сделано из сливок, то через час оно затвердеет, при попытке отрезать кусочек будет отламываться. Масло, содержащее растительные жиры (пальмовое, рапсовое, подсолнечное масла) разрежется легко.

Положите кусочек масла на нагретую сковороду. Натуральное сливочное масло растает и создаст приятно пахнущую пенку. Масло-подделка или спред просто растает.

Сливочное масло – однородная масса и под воздействием тепла плавится равномерно. Поэтому если вы забыли убрать масло в холодильник и на его поверхности появились капельки воды – это не масло.

Растворите кусочек масла в теплой воде. Если размешивается равномерно и вода мутно-белая – это масло, если распадается на составляющие – это смесь с растительными жирами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Что такое спред и с чем его едят

Ольга Толкачева, эксперт по молочной продукции:

– Спред – это эмульсионный жировой продукт, который представляет собой смесь молочного и растительного жиров. Если продукт сливочно-растительный, значит, в нем не менее 50% молочных жиров. Если растительно-сливочный – молочных жиров от 15 до 49%. Если спред растительножировой, в нем только растительные масла. Эти тонкости должны быть отображены в строке «состав продукта». Однако все чаще вместо «сливки, кокосовое масло» (другие растительные масла) встречается: «смесь растительных жиров, эмульгатор, стабилизатор». А запах масла спреду дают именно добавки.

Татьяна Санду, руководитель органа по сертификации:

– Завуалированная формулировка на этикетке спредов –«смесь растительных жиров» – неслучайна. В спредах все чаще встречается пальмовое масло. Известно его применение для технических целей, но не в пищевой промышленности, и дискуссии о вреде пальмового масла идут уже на мировом уровне.

Кстати, с 1 августа вступили в силу изменения к ФЗ № 63: производители обязаны равнозначным шрифтом указывать, какой именно продукт они производят – масло или спред. Пока, как видим, надпись «Крестьянское» не заметить трудно, а вот слово «спред» без лупы не найти.

СПРАВКА «ТН»

«Сливочное крестьянское», «сладко-сливочное крестьянское», «сладко-сли-вочное несоленое» – допустимые названия. Это каждый производитель пытается выделиться и застолбить свою нишу на рынке. В составе масла могут быть только сливки и цельное молоко, иногда соль.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 22 = 25