Специалисты проектного института ТДСК формируют облик современного Томска

 

IMG_5876

Что такое городская архитектура? Римский архитектор Витрувий вкладывал в это определение понятия красоты, пользы, надежности. Соответствуют ли подобные характеристики современным урбанистическим требованиям, учитывая тот факт, что сейчас в городах проживает половина человечества. О состоянии городской архитектуры накануне профессионального праздника размышляет технический директор ОАО «ТДСК», директор ООО «Проектно-конструкторское бюро ТДСК» Павел ­Семенюк.

-В современном обществе под определением архитектуры чаще понимают градостроительство, то есть застройку населенных мест и городов, – говорит Павел Семенюк. – Архитектура даже отдельно построенного здания – это не картинка на стене. Кроме внешнего вида очень важно месторасположение, наличие транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры. Попадая в какой-то микрорайон, человек воспринимает градостроительные приемы подсознательно, на уровне эмоциональных ощущений: нравится – не нравится, захотел бы он там жить или нет. От того, насколько профессионально, грамотно решены градостроительные вопросы, зависит экономика города, его инвестиционная привлекательность.

Сегодня в Томске в среднем на одного человека приходится по 23 кв. м. В следующем году по генеральному плану города предусмотрено уже 25 кв. м, а в ­2025-м – 30.

О генплане

– Павел Николаевич, ведь обеспечение средней комфортной среды для человека уже вписано в главный градостроительный документ – генеральный план города…

 директор ООО «ПКБ ТДСК» Павел Семенюк
директор ООО «ПКБ ТДСК» Павел Семенюк

– Да, но земли в городе уже нет. Сегодня генеральный план нуждается в срочной корректировке, потому что возможности для строительства новых микрорайонов исчерпаны. Мэрия уже разработала техническое задание к генплану и запустила этот процесс. Года через три он будет принят, но проблема-то существует сегодня.

Новый генеральный план должен быть основательно продуманным, тщательно выверенным, с этого и начинается архитектура города. Тогда и застройщики смогут реально оценивать свои возможности и приобретать на аукционе у города землю не в собственность, как сейчас, а в аренду.

Наша компания конкуренции не боится, мы только за здоровое соперничество, потому что работаем легитимно и прозрачно. Сегодня наш холдинг приступает к строительству нового микрорайона Южного на территории Зональненского поселения.

Кроме того, мы купили участок 30 га бывшего шпалопропиточного завода. Разрабатывая проект планировки, прекрасно понимаем степень ответственности: этот микрорайон должен не просто стать городским украшением, но и вписаться в общую концепцию проекта «Томские набережные».

– Вы не боитесь подпортить репутацию, заходя в этот депрессивный район?

– Туда, куда мы приходим, мы приносим цивилизацию, современную среду, культуру, если хотите. Например, в Радужном процветала цыганщина, там торговали наркотиками. А сейчас это прекрасный микрорайон, где с удовольствием живут тысячи обычных семей. Там при строительстве сохранили сосновый участок, оставив жителям возможность для прогулок и отдыха.

– Известно, что проектирование микрорайонов – особое направление деятельности коллектива вашего проектного института.

– Специалистами института, а это действительно профессионалы высокого уровня, накоплен достаточный опыт в проектировании микрорайонов, первыми из них были Керепеть, Радужный, Высотный. Самый крупный наш проект – жилой район-миллионник Солнечная Долина. В нем 13 микрорайонов, 12 из них практически готовы. Сейчас компания приступила к строительству последнего, 13-го. В этом микрорайоне три квартала. Например, квартал В имеет очень сложный рельеф, где перепад высот на разных участках доходит до 30 м. В связи с этим непросто решается вопрос размещения зданий: их надо выставлять террасами, вписывать транспортные и инженерные сети. Уверен, что наш коллектив, в котором сегодня трудится 170 человек, подготовит интересный, заслуживающий внимания томичей проект.

За шпиль придется заплатить

– Павел Николаевич, часто ли вашим специалистам приходится балансировать между качественной архитектурой, когда вы можете предложить томичам новые эстетические элементы, и экономическими ограничениями? Как находите золотую середину?

– Архитектурные элементы действительно отражаются на себестоимости. Первый дом по системе «Каскад» на Иркутском тракте продавался с трудом, потому что он вышел дорогим: навесные фасады, шпиль и т.?д. Сегодня население города в большинстве своем не готово к таким тратам. Это надо учитывать и отцам города, и всем жителям. ПКБ ТДСК готово запроектировать и построить эффектный с точки зрения современной архитектуры дом, но кто его приобретет? Наш принцип работы в городе в сложившейся экономической ситуации – сделать все максимально комфортно, красиво и в пределах существующих экономических возможностей.

На новый уровень качества и эстетики

– Панельное домостроение – история успешного развития стройиндустрии в Томске и области. И сегодня вы не изменяете этой проверенной временем форме.

– Дело в том, что мы ориентированы на массовое строительство, в основном это жилье экономкласса. Но если сравнить первые панельные дома и современные, то они существенно отличаются. Мы постоянно улучшаем фасады этих домов: навесные лоджии, системы остекления. Ради этого идем на удорожание, чтобы улучшить внешний вид домов.

Мы стараемся создавать градостроительные акценты. Допустим, построили на пересечении пр. Комсомольского и ул. Сибирской круглый дом. Он получился дорогим, но мы смогли его продать. Сейчас аналогичный строится напротив «Изумрудного города», дали ему название «Гудвин». На общих объемах такие дома не сильно сказываются, но хлопот с ними очень много. И тем не менее мы идем на это. Вот сейчас проектируем первый в Томске 25-этажный дом на том же перекрестке. У соседей такие давно стоят, а чем наш город хуже? Он тоже должен выглядеть современно, иметь отличительные признаки инвестиционно привлекательного региона.

Но здесь есть одна проблема – снос ветхого жилья, стоимость которого оценивается в 100 с лишним миллионов рублей. У компании есть желание построить первую в Томске такую высотку, но для кого? Если цена будет под 60–70 тыс. рублей за квадратный метр, кто их сможет купить?

Ночлег для автомобиля

– Павел Николаевич, последние годы активно обсуждается проблема дефицита парковочных мест. Вы предложили городу свой вариант ее решения.

– Чтобы построить квартиры с парковкой на каждую, сделав под окнами открытые стоянки, как хотят многие, то земли потребуется в 2,5 раза больше. Решение этой проблемы с помощью подземных или надземных многоярусных паркингов технически выполнимо, а вот экономически… Мы уже имеем подобный опыт и в микрорайоне Высотном, где построили гараж в несколько этажей, а потом продавали в течение 5 лет, и в микрорайоне Зеленые Горки, где построили парковку на 300 автомобилей за свой счет, заплатив 170 млн рублей, однако она тоже не находит спроса, потому что томичи привыкли держать автомобили рядом с домом. Стали сдавать в аренду и получили очень низкий результат. На сегодня ее наполняемость составляет всего 20%. Учитывая, что у нас 60% квартир покупается по ипотечному кредиту, то, конечно же, эта категория новоселов не в состоянии заплатить еще и за парковку. А если учесть, что горожане предпочитают квартиры малых площадей, то сколько же надо дополнительно земли под стоянки? Видимо, городу нужно резервировать места для многоэтажных паркингов и приучать население к мысли, что, прежде чем покупать автомобиль, надо подумать о «доме» для него, как это делается в Европе, Японии.

Население – главный судья архитекторов

– И тем не менее, судя по многочисленным программам, которые вы предлагаете томичам, ваши дома хорошо востребованы на рынке первичного жилья.

– Потребителям, на наш взгляд, в основном все проектные решения подходят. Мы видим это по спросу на наше жилье. Ведь самым главным оценщиком работы архитектора является потребитель. Сейчас томичи активно осваивают микрорайон Зеленые Горки. Там сформирована комфортная для проживания среда, где представлены разные виды домов – панельные, кирпичные, «Каскады», монолитные, а также магазины, детские сады и т.?д. Все территории сдаются с полным циклом благоустройства, детскими площадками. Со временем появятся бассейн, школа.

– Павел Николаевич, есть ли у вас как руководителя проектного института личная мечта?

– Я мечтаю о том, чтобы Россия стала богатым государством, россияне – состоятельными людьми и архитекторы предложили бы им красивые дома, широкие улицы и проспекты, очень комфортные для жизни города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *