Томичка Наталья Завгородняя знает секреты мастериц времён Екатерины Великой
Томичка Наталья Завгородняя знает секреты мастериц времён Екатерины Великой

Для творческих людей профессия часто становится образом жизни. В семье преподавателя Томского техникума социальных технологий Натальи Завгородней часто звучит фраза «Мама пошла дружить». Уже 12 лет дружбой муж Натальи называет ее вечерние свидания с пяльцами. Наталья – одна из немногих в Томске специалистов по золотной вышивке. Самой сложной технике вышивания, которая по плечу не каждой опытной мастерице, она обучалась на родине старинного художественного промысла.

Платье для императрицы

Старшая подруга по танцевальной студии, которая уже была студенткой, разложила на столе несколько панно и декоративную подушечку: «Смотри, Наташка, какую мы красоту делаем!» Как раз в окно заглянуло солнце, и они засверкали как золотые. От этого зрелища, вспоминает мастерица, у нее дух захватило в прямом смысле слова. Картины из блестящих нитей так понравились Наталье, что она загорелась желанием научиться создавать такие же.

Помочь воплотить мечту в жизнь могло только Торжокское профтехучилище (ныне колледж культуры и искусств). Это была единственная в Советском Союзе школа золотного шитья. Там же, в Торжке, разместилась золото­швейная фабрика имени Восьмого Марта, тоже одна на всю страну. К слову сказать, мастерицы Тверской области славились своими талантами давно: они расшивали парадные костюмы Екатерины II и Александра II, получали высокую похвалу на международных выставках в Европе и из поколения в поколение, от матери к дочери передавали старейшую технику традиционного русского золотного шитья. Так что в наследство сегодняшним преподавателям достались уникальные методические наработки.

Решение ехать учиться родилось сразу же. Мама Натальи легко отпустила дочь в далекую Тверскую область: в характере Завгородней всегда гармонично сочетались азартность и рассудительность. Кстати, оба эти качества – хорошее подспорье в работе с пяльцами и золотыми нитями.

 Второе совершеннолетие

Несколько семнадцатилетних девчонок сосредоточенно склонились над пяльцами. Дело продвигается с трудом. Золотые нити (металлические или металлизированные) – жесткие и хрупкие, при работе часто ломаются, а в непослушных руках и того чаще. Ученицы Натальи Завгородней – особенные девчонки, у них ДЦП разной степени тяжести. Но проходят полтора часа практического занятия, и блестящие нитки перемещаются с катушки на черный бархат, где складываются во фрагмент замысловатого узора.

Томский техникум социальных технологий, где работает Наталья Завгородняя, реализует программу инклюзивного образования. Никаких особенностей при обучении рукоделию детей с инвалидностью нет, заверяет она.

– Дело не в физических данных и не в способностях, а в характере. Чтобы вышивание стало не ремесленничеством, но актом творчества, нужен опыт. А наработка опыта – процесс длительный, трудный, порой даже нудный. Вот здесь и проявляется характер или его отсутствие.

Для самой Натальи этот тонкий переход из ремесленника в творцы случился в годы работы на знаменитой торжокской золотошвейной фабрике им. Восьмого Марта. Ситуация стандартная: объем и качество созданных швеей изделий напрямую влияли на зарплату. Тем сильнее было желание вчерашней студентки довести свое мастерство до совершенства.

– Тогда я просто горела на работе, каждый день шла на фабрику с радостью, – рассказывает Завгородняя.

Любовь и способности к рукоделию достались Наталье по наследству: ее прабабушка тоже была знатной мастерицей, расшивала знамена.

Если бы в те годы кто-то сказал Наталье, что она оставит индустрию моды и найдет свое призвание в педагогике, ни за что бы не поверила. Она искусно расшивала вечерние платья, пуховики, платки, бювары, преображала генеральские звезды, петлицы, погоны и кокарды. Но жизнь, как это часто случается, внесла свои коррективы.

После возвращения в Томск Наталье срочно нужна была работа. Остановилась на самом приемлемом варианте – мастер производственного обучения в профессиональном училище № 34. Пришла в педагогику ненадолго, но очень быстро поняла: учить девчонок вышивать – дело ее жизни. В училище № 12, преобразованном сегодня в Томский техникум социальных технологий, она оказалась после реорганизации 34-го училища. Возможностью поделиться своим творческим опытом мастерица очень дорожит. Для студенток занятия у Натальи Завгородней в числе любимых. В апреле нынешнего года педагогический стаж золотошвейки составит 18 лет.

– Отмечу свое второе совершеннолетие, – улыбается Наталья.

Говорящая картина

Творческий процесс нередко окутан «странными сближениями» и необъяснимыми явлениями. Наталья владеет абсолютно всеми техниками вышивки, но, по ее собственному признанию, что-то по-настоящему интересное получается только тогда, когда в руках золотые нити. Она легко и быстро вышивает, но при этом не очень хорошо шьет и совсем не умеет вязать. И еще одна принципиальная позиция: Наталья никогда не воссоздает в золоте репродукции известных картин. Такой опыт был у нее лишь однажды: вышивала вместе со своими студентками «Плач Ярославны» Перова. Достоверно копировать металлическими нитями сюжетные картины очень сложно. А еще золотая Ярославна всех напугала: у смотревших на нее было ощущение присутствия рядом невидимого человека.

Излюбленный сюжет Натальи – растительные мотивы. Эскизы будущих картин из золотых нитей она находит в специализированных журналах или в Интернете, но чаще придумывает сама: сначала набрасывает эскиз простым карандашом на бумаге, затем переносит на бархат, сукно, драп, кожу или замшу.

Расшитые золотом вещи и картины пользуются хорошим спросом. Их можно продавать, неплохо зарабатывая своим творчеством. У картин Натальи Завгородней принципиально иная судьба – она щедро дарит их своим знакомым.

Мастерица редко вышивает панно для конкретного человека. Чаще всего будущий презент сначала появляется на свет, а уже потом находит адресата. Хорошо зная своих друзей и знакомых, Наталья безошибочно определяет, кому какая картина придется по душе.

– По вышитым панно можно человека читать как книгу, – делится Наталья. – Например, страстные натуры и значительные по статусу люди выберут из нескольких картин ту, которая будет выполнена, что называется, широкими мазками. А человек спокойный и рассудительный предпочтет рисунок с мелкими узорами и филигранными деталями.

За почти 20 лет творчества в доме Натальи «прописались» лишь две картины: «Камыши» и фантазийный растительный орнамент; в первой она использовала старинные, очень трудоемкие швы золотной вышивки, во второй – сочетание золотой и серебряной нитей.

– Мне кажется, когда созданные с любовью работы остаются у художника – это нарушение какой-то гармонии, – убеждена Наталья Завгородняя. – Чтобы творчество не было напрасным времяпровождением, оно должно дарить радость не только автору, но и окружающим его людям.

Это интересно

Выражение «тянуть канитель» имеет прямое отношение к золотному шитью. Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания. Мастер нагревал металл до белого каления и тянул специальными щипцами тонкую нить. Занятие это было нудное и кропотливое.

Еще одно название нити для золотной вышивки – филигрань. Так родилось выражение «филигранная работа».

златошвейка02

златошвейка03

златошвейка04

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 5 = 5