ПРИНУДИТЬ ИЛИ УБЕДИТЬ?

Заметки по поводу дополнительной диспансеризации

Недавно в администрации Томска прошел «круглый стол», посвященный дополнительной диспансеризации. Проблема, с одной стороны, проста, с другой – достаточно необычна. Есть деньги (около 25 миллионов рублей). Есть врачи, готовые эти деньги с пользой для общества заработать. Но нет, точнее, очень мало желающих пройти дополнительную диспансеризацию. На начало августа в Томске план был выполнен только на 18 процентов. Получается, для того, чтобы справиться с планом, городские медики должны теперь работать в авральном режиме, чуть ли не в две смены. При условии, что томичи вдруг загорятся идеей диспансеризации.

План и смысл

Вопрос, почему люди не идут, на «круглом столе» почти не обсуждался. Но можно было понять, что главные беды – традиционно варварское отношение россиян к собственному здоровью (в значительной степени имеет место), а также в равнодушии руководителей предприятий и организаций. Мол, если бы руководители как следует нажали на своих подчиненных да еще показали личный пример, то диспансеризация прошла бы без сучка без задоринки. Прозвучало даже предложение принять соответствующий закон.

Традиции административного восторга у нас богатые, и заставить людей что-то сделать гораздо проще, чем убедить: быстро, минимум усилий. А главное — не нужно выявлять и решать объективные проблемы — тормозы диспансеризации. При таком подходе план по диспансеризации выполнить можно, собственно диспансеризацию – вряд ли…

Другой путь – убеждение – сложный и требует новых подходов, которые плохо приживаются на российской почве. Во-первых, нужно научиться пропагандировать заботу о собственном здоровье. Во-вторых, рассказать сотням тысяч людей, зачем нужны медицинские осмотры. В-третьих, организовать эти осмотры таким образом, чтобы люди не тратили время в очередях. И в-четвертых, сделать их по настоящему полезными, не для галочки.

Имитация и реальность

Многим, думаю, помнятся профосмотры советских времен: «закройте правый глаз, а теперь левый», «дышите — не дышите», лихорадочное тыкание фонендоскопом, толпы людей, которые бегали из кабинета в кабинет… Врачебно-индустриальный конвейер.

Словом, прав Михаил Чиняев, руководитель Томского управления Росздравнадзора: безупречное качество медицинских осмотров само по себе — мотивирующий фактор. Люди хорошо понимают, где заботятся об их здоровье, а где имитируют эту заботу. Если врач не просто пишет в медицинской карте «здоров», а реально пытается оценить состояние здоровья пациента — лучшей рекламы для прохождения дополнительной диспансеризации не придумать.

Еще, по словам Чиняева, бывает так: медики обнаружили какие-то проблемы со здоровьем у пациентов, но никаких дальнейших действий (например, дополнительных обследований) не предпринимают. Виной тому не столько халатность, сколько перегруженность участковых врачей. На каждого из них сейчас 1 700 прикрепленных граждан: их запомнить нельзя, не то что оценить их здоровье. Да еще медосмотры, превращающие работу в бесконечную суету.

Возможно ли ввести дополнительные ставки врачей, отвечающих за диспансеризацию, – решать местной власти.

Опыт убеждения

Власть и медики все время призывали средства массовой информации в союзники. Но на моей памяти не так уж много случаев, когда сами медики проявляли инициативу и обращались в газету с предложением к томичам пройти профилактические осмотры, да еще и бесплатно. Возможно, времена изменились. Посмотрим.

Еще Юрий Исаев, заместитель председателя гордумы Томска, обещал переговорить с коллегами-депутатами о том, чтобы выделить деньги на социальную рекламу. Хорошая идея. Пусть эти средства будут весьма скромными. Но зато власть, медики и СМИ получат новый опыт продвижения общественно полезных инициатив. Опыт убеждения.

Алексей ТРОФИМОВ,

главный редактор

В статье одного из социологов о снижении смертности в период «усиленной борьбы с алкоголизмом» увидел любопытные данные. Оказывается, когда административные ограничения были сняты, смертность повысилась в первую очередь за счет тех, кто и раньше пил достаточно много. То есть когда людям дали возможность полностью реализовать свои желания, они это сделали. Из этого факта эксперты делают разные выводы. Одни говорят о необходимости «сухого закона». Другие – о том, что внутренняя мотивация человека гораздо важнее внешних ограничений.

 

Наша справка

Дополнительной диспансеризации подлежат все работающие граждане, застрахованные в системе ОМС, всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

В этом году увеличен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации на одного работающего гражданина: с 540 до 974 рублей, в 2009 году он составит 1 042 рубля. Диспансеризация предполагает бесплатную консультацию врачей-специалистов: терапевта, акушера-гинеколога, невролога, уролога (для мужского населения), хирурга, офтальмолога, эндокринолога. В рамках диспансеризации, как и в предыдущие годы, проводятся бесплатные лабораторные и функциональные исследования: клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография (1 раз в 2 года). Кроме того, в диспансеризацию дополнительно включены исследования уровня холестерина липопротеидов низкой плотности сыворотки крови, уровня триглицеридов сыворотки крови, онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 40 лет), онкомаркер специфический PSI (мужчинам после 40 лет), маммография (женщинам после 40 лет).

 

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Материалы американской социальной программы, направленной на повышение информированности населения об онкологических заболеваниях (кожи, горла, простаты, груди).

Один слоган на всех плакатах: «Диагностировать рак сложно. Без нашей помощи это действительно сложно. Но без вашей помощи это невозможно».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + тринадцать =