«Признаки кризиса»: Большой ушат ледяной воды в финансовую ванну

Черный вторник

16 сентября уже заслужил звание черного вторника на российском фондовом рынке. Огромный обвал по всему фронту ценных бумаг: индекс ММВБ в минусе на 17,5%, РТС – на 11,5. Очень серьезные потери крупных компаний: ВТБ потерял до трети своей рыночной капитализации, падение акций Сбербанка – 20,9%, «Транснефти» – 24,1%, «Роснефти» – 20,6%, «Ростелекома» – 16,3%, «Газпрома» – 14,8% и т.д.

В итоге основные российские фондовые биржи РТС и ММВБ оказались не в силах справиться с потоком желающих избавиться от акций и остановили торги, чего не было уже много лет.

Кризис на фондовых рынках укрепил ожидания стагнации мировой экономики и вызвал снижение цен на сырье, в частности нефть (цена на марку «Brent» упала на 4,37% — до $90,12).

Черный вторник незамедлительно перешел в черную среду: после нескольких часов работы торги на ММВБ и РТС вновь были приостановлены, так как обвал акций продолжился.

Особая Россия

Многие комментаторы говорят, что панику посеяли объявление о банкротстве банка Lehman Brothers (четвертый по величине инвестиционный банк США) и коллапс страховой компании AIG, и указывают: инвесторы по всему миру сокращают вложения. Но разговоры только о внешнем негативе уже не удовлетворяют российских игроков: европейские индексы потеряли 1,63-3,43%, азиатские — 4,9-5,4%, США — 3,6-4,42%. Такого обвала, как на российском рынке, не было ни на одной из западных площадок.

— Мировые рынки падают на 2–3%, а мы – на 5–10, сегодня уже на 15%. Значит, дело не только в мировом кризисе, и причины такого резкого падения нужно искать внутри страны, – заявил агентству финансовой информации «Интерфакса» один из участников торгов.

— Нынешняя кризисная ситуация на финансовом рынке развивается по тому же сценарию (кризис 1998 года. – Прим. авт.), — расстроен исполнительный директор Gazprom Finance Петр Бакаев. — И то, и другое спровоцировано одним и тем же фактором — уходом с рынка иностранных инвесторов. Только сегодня кризис спровоцирован еще и недавними событиями на Кавказе.

Другие эксперты указывают: падение на биржах началось еще летом из-за резкой критики Путина в адрес концерна «Мечел».

«Слой средней руки»

В понедельник президент Дмитрий Медведев встретился с 50 ведущими российскими бизнесменами. Атмосфера царила не жизнерадостная: миллиардеры в элегантных костюмах беспокоились не только за судьбу собственных капиталов – их тревожило, что финансовый кризис может перетрясти ряды компаний средней руки.

— Некоторые имена исчезнут. Люди потеряют свой капитал, – сказал присутствовавший на встрече Рубен Варданян, президент московского инвестиционного банка «Тройка-диалог». – Это будет естественный отбор: выживут самые приспособленные к новым условиям.

Главную обеспокоенность, по словам банковских работников, вызывает судьба средней категории российских бизнесменов с капиталами от 50 млн. до 1 млрд. долларов. Ужесточение условий выдачи кредитов означает, что «этот слой средней руки, стратегия которого опирается на доступ к банковским средствам, оказывается в тяжелом положении», говорит один высокопоставленный работник банка из Москвы. «Эти люди, только что получившие доступ к финансированию, обнаруживают, что двери перед их носом захлопнулись и еще очень-очень долго не откроются».

«Подушки безопасности»

В таких сложных условиях инвесторы пристально следят за реакцией российских властей. Высшие руководители страны демонстрируют оптимизм. Премьер-министр Владимир Путин заявил во вторник, что «мы сможем спокойно пройти эти неприятные явления в мировой экономике». «Мы не сомневаемся, что те подушки безопасности, которые были созданы ранее, сработают», – заверил премьер.

— Риски в нашей системе есть, и чем больше толчки мирового кризиса, тем больше рисков и в России, но они не носят чрезвычайного системного характера, — вторил премьеру министр финансов Алексей Кудрин.

В среду Минфин объявил о мерах борьбы с «признаками кризиса»: для трех системообразующих банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк) лимит размещения бюджетных средств увеличен до 1,1266 трлн. рублей. По мнению Кудрина, это обеспечит ликвидность всей банковской системы.

Некоторые аналитики уже заявили, что подобными «точечными мерами в таких условиях не обойтись».

По материалам российских и зарубежных СМИ («Ведомости», РБК, «Коммерсантъ», inopressa. ru)

P.S. С мая, когда российские биржевые индексы достигли максимального уровня, акции российского фондового рынка потеряли в стоимости более 680 млрд. долларов – это более трети ВВП России – после того, как инвесторы стали выводить свои деньги вначале из-за глобального кредитного кризиса, затем из опасений, вызванных растущим политическим риском и августовским конфликтом в Грузии.

Перед дефолтом 1998 года невыполненные государственные обязательства составляли 40 млрд. долларов, сегодня кредитные обязательства «голубых фишек» российской экономики оцениваются в 400 млрд. долларов.

 

Комментарии

Как нам аукнется?

Грозит ли томской промышленности и рядовым томичам кризис на российском фондовом рынке, и если да, то чем? «ТН» попросили ответить на этот вопрос трех авторитетных томских бизнесменов.

Игорь Иткин, генеральный директор ОАО «Контур»:

— Когда говорят, что теряют деньги только биржевые спекулянты, а промышленности и граждан кризис на фондовом рынке не коснется – это неправда. Во время финансовых кризисов страдают все – в разной мере, но все. Только один пример: в результате кризиса очень серьезно обесценены так называемые «голубые фишки» — акции ведущих российских корпораций. А они являются локомотивами экономики – заказчиками для большинства российских (и томских) предприятий. Соответственно, если у «голубых фишек» возникают финансовые проблемы, еще большие проблемы возникают у предприятий, работающих по их заказам. Словом, было бы наивно думать, что томской промышленности, состояние которой и без того пока достаточно скромное, не аукнется кризис на фондовым рынке – есть серьезная опасность спада производства. А это, в свою очередь, означает проблемы с занятостью людей и уровнем их доходов – угрозой снижения покупательской способности.

Как реальны эти опасности? Все зависит от того, насколько трезво и жестко будут действовать российские власти. Рецепты действий известны и не раз опробованы. Грубо говоря, надо оперативно снижать налоговую и административную нагрузку на промышленное производство, снижать ставку рефинансирования — обеспечить как можно большему числу предприятий доступ к деньгам, к кредитным ресурсам. И, конечно, надо не только экономическими, но и политическими средствами способствовать скорейшему восстановлению фондового рынка.

Кирилл Новожилов, генеральный директор ОАО «Сибэлектромотор», депутат гордумы Томска:

— Естественно, любой финансовый кризис плохо отзывается на любом экономическом субъекте. Снижается стоимость (ликвидность) предприятий, а это значит, что инвесторы выводят деньги. А деньги, инвестиции – мотор экономики. Без этого мотора все замирает. Возможно, прекращение роста и даже сокращение производства. Последнее означает сокращение зарплат людей, занятых в производстве. Снижение уровня доходов граждан приводит, в свою очередь, к сокращению потребления, то есть производства и инвестиций. Получается замкнутый круг…

Если финансовые проблемы затянутся, то произойдет рост инфляции, а в экономике — структурная перестройка: какие-то активы (предприятия, фирмы) могут поменять владельцев, какие-то – виды деятельности и т.д.

Как минимизировать кризис? Задача государства – остановить панику на финансовом рынке, то есть вернуть в Россию инвесторов.

Директор Томского филиала компании «Брокеркредитсервис» Евгений Гусев:

— Какой черный вторник?! Кризис на финансовом рынке начался не на этой неделе, его истоки — в кризисе ипотечного кредитования, который произошел прошлой осенью в США. И эта ситуация еще не на исходе, кризис развивается. Мы надеемся почувствовать почву под ногами только где-то через год.

Финансовый коллапс, безусловно, повлияет на ситуацию на рынке, в том числе томском. Вопрос в том, как повлияет? Подешевеет нефть и, соответственно, бензин – для рядового потребителя это хорошая новость. Станут дороже кредиты – плохая. Но, как следствие, уменьшится стоимость недвижимости – вот снова хорошая новость.

Думаю, трудно придется тем акционерным обществам, которые планировали в ближайшие годы выйти на рынок заимствований. Их облигации и векселя никто не покупает, потому что сегодня не покупают ничего в принципе. Но и здесь не все так плохо: при очередном крупном падении цен на акции их можно приобрести фактически за бесценок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 2 =