Вырваться из плена долгов

Сегодня на ТЭЛЗ пройдет заседание совета его кредиторов – стандартное мероприятие, которое бывает при завершении процедуры наблюдения. Ожидается, что гендиректор Владислав Голубев доведет до сведения кредиторов завода свою программу вывода предприятия из тяжелейшего положения, в котором оно оказалось не по своей вине.

Напомним, в 2003 году в результате смены собственников ОАО «ТЭЛЗ» вошло в состав крупнейшего на постсоветском пространстве светотехнического холдинга «В.A.B.C.», объединяющего заводы Томска, Уфы, Саранска и Киргизии. В 2004-2005 годах холдинг получил в Сбербанке России кредит в 4 млрд рублей, а входящие в него полтора десятка предприятий подписали договоры поручительства. В конце 2006-го «В.А.В.С.» вынужден был прекратить обслуживание кредита, так как стало невозможным дотировать крупнейшее предприятие холдинга — cаранскую «Лисму». В результате в отношении ТЭЛЗ и других поручителей были возбуждены исполнительные производства, предусматривающие взыскания с каждого всей задолженности. Так вместо ожидаемых от участия в холдинге преимуществ — расширения рынка сбыта, обеспечения качественным сырьем, модернизации производства — ТЭЛЗ пришел к процедуре банкротства.

Вероятно, следующей стадией будет конкурсное производство. Но даже в случае продажи производственных активов завода вырученная сумма будет на порядок меньше предъявленной задолженности! Это может привести к ликвидации предприятия.

— Несмотря на видимую безупречность судебных решений, все же в них просматривается некая несправедливость: почему ТЭЛЗ должен расплачиваться полностью по кредиту, из которого заводу не досталось ни копейки? – подчеркнул в разговоре с корреспондентом «ТН» Владислав Голубев. — Наша цель – освободить завод из плена не своих долгов. При процедуре банкротства в той стадии, в какой мы сейчас находимся, выходов немного, но они есть. Мы должны найти решение, сохраняющее предприятие. И мы предлагаем компромиссную и четкую схему. Она вполне реализуема, это подтвердили эксперты.

Схема предполагает разделение общего долга между всеми дееспособными поручителями – в соответствии с уровнем выручки предприятий. Как говорит Владислав Голубев, при дележе обязательств ТЭЛЗ предложил даже не самую выгодную для себя схему. Например, можно было определять долги, исходя из активов – в этом случае львиная доля платежей пала бы на самый мощный и проблемный саранский завод (по некоторым сведениям, он получил из кредитных 4 млрд больше всего).

Выделенную ему именную долю обязательств ТЭЛЗ считает возможным погасить за 3 года. Для этого нужен второй этап – продажа предприятия в рамках конкурсного производства единым имущественным комплексом ЗАО «Свет XXI века. Томский завод светотехники», которое Голубев называет региональным стратегическим инвестором. (Сегодня у завода-банкрота полностью связаны руки: кредитный портфель в последнее время уменьшился вдвое, а работать без текущего кредитования предприятию с сезонной продукцией просто невозможно.) Дополнительным источником для возвращения долга станет чистая прибыль завода и продажа непрофильных активов.

По мнению специалистов кафедры антикризисного управления Новосибирского университета экономики и управления, эта «схема является экономически проработанной и увязанной, хорошо известной и апробированной в практике банкротств предприятий».

P.S. Губернатор Виктор Кресс и мэр Николай Николайчук направили президенту Сбербанка Герману Грефу письма с просьбами содействовать в урегулировании отношений завода и Сбербанка «так, чтобы предотвратить возможное банкротство предприятия, имеющего существенное значение для экономики Томска и Томской области».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − шесть =