Ума палата

В этом году премию Государственной думы Томской области представительное жюри присуждало в шестой раз. В феврале были названы имена 16 лауреатов в четырех номинациях: «Юные дарования», естественные, гуманитарные и технические науки. Это школьники, аспиранты, кандидаты и доктора наук из томских вузов. Все они – авторы интересных и значимых исследований. Газета «Томские новости» продолжает знакомство томичей с победителями.

 

Глеб Зюзьков

31 год, доктор медицинских наук, ученый секретарь НИИ фармакологии СО РАМН

Секрет успеха: «Не знаю и не думаю об этом»

Связать свою жизнь с медициной молодой доктор наук Глеб Зюзьков решил еще в детстве. Он вырос в семье врачей. Отца, заведующего кардиологическим отделением, нередко внезапно вызывали на работу. И когда он возвращался домой со словами: «Получилось. Удалось спасти», — у всей семьи вздох облегчения.

Но для себя Глеб выбрал деятельность научную. В своих исследованиях он занимается разработкой методов фармакологической регуляции функциональной активности стволовых клеток и созданием средств для регенеративной медицины. Стволовые клетки – отличный «строительный» материал, который позволяет восстанавливать утраченные при болезни ткани. Клетки эти можно имплантировать (что небезопасно), а можно стимулировать рост, размножение и развитие тех, которые присутствуют в самом организме. Этим и занимается научная группа НИИ фармакологии под руководством академика РАМН А.М. Дыгая.

В практической медицине этот подход пока не используется. Долгое и сложное это дело – разработка и внедрение продукта научной деятельности в жизнь. Но результаты исследований на экспериментальных животных, которым моделируют различные заболевания, впечатляют. Зачастую удается достичь практически полного выздоровления. Кстати, способ лечения энцефалопатии, основанный на разработанном авторами подходе, в прошлом году вошел в «100 лучших изобретений России». В копилке научного коллектива, занимающегося данным направлением, – десятки патентов, сотни публикаций в российских и зарубежных научных журналах. Сам Глеб является автором 14 патентов на изобретения, а за достижения в своей работе не раз становился лауреатом международных, российских и региональных конкурсов и премий в области медицины и науки. Но сам он к многочисленным признаниям своих заслуг относится просто:

— Я занимаюсь тем, что мне интересно, — искренне объясняет он. – А мысль о том, что это еще может и помочь многим людям, меня вдохновляет.

Алексей Дегтяренко

31 год, кандидат технических наук, доцент кафедры теплогазоснабжения инженерно-экологического факультета ТГАСУ

Секрет успеха: «Если хочешь добиться в чем-то успеха, посвяти себя мыслям о деле целиком. Думай о нем постоянно, живи им»

Мягкие кровли из рубероида, наплавных материалов в строительстве пользуются популярностью. Они экономичны в изготовлении и универсальны в использовании. Минус один — через 10-15 лет эксплуатации такая кровля начинает капризничать, требует ремонта. Проблему обычно решают, покрывая крышу новыми слоями материалов. Но они, нанесенные на «капризную» поверхность, также служат недолго.

Технология восстановления мягких кровель посредством тепловых воздействий, ставшая темой кандидатского исследования Алексея Дегтяренко, позволяет решить эту проблему:

— Перед нанесением нового слоя кровли мы обрабатываем поверхность с помощью теплового оборудования, — поясняет Алексей. – Старые слои запекаются, битум заполняет трещины, и только тогда на крышу наносится новое покрытие. В итоге повышается ее влагонепроницаемость, увеличивается срок службы после ремонта.

Ноу-хау уже оценили строительные организации Томска – они активно применяют технологию в ремонте кровель. Не остались без внимания и заслуги ученых: Алексей Дегтяренко, – обладатель гранта президента РФ и премии губернатора.

Сейчас он работает над докторской диссертацией:

— Думаю, необходимо продолжать исследования в русле внедрения принципиально новых материалов в строительство крыш, — поясняет Алексей. — Ведь самый эффективный способ свести затраты на ремонт кровель к минимуму – найти материалы и технологии устройства кровель, которые ремонта не требуют.

Павел Стрижак

24 года, ассистент кафедры автоматизации технологических процессов, теплоэнергетический факультет ТПУ

Секрет успеха: «Стремись к большему – получишь максимум»

Процесс зажигания сложной горючей жидкости локальными источниками нагрева научная группа из ТПУ исследует в двух направлениях: положительном и отрицательном. То есть, с одной стороны, ученые создают установку, которая помогает зажечь эти жидкости с минимальным использованием энергии. С другой – анализируют пожароопасность нахождения горючей жидкости рядом с источниками нагрева.

— Мы разработали математическую модель, с помощью которой можно рассчитать, загорится та или иная жидкость при попадании на ее поверхность горячих частиц определенного размера или нет, — рассказывает Павел Стрижак. – Эту программу уже принял на вооружение Всероссийский НИИ пожарной обороны.

Работу по созданию установки тоже можно считать успешной. Несмотря на то что аппарат существует пока в единственном экземпляре – в лаборатории ТПУ, разработка уже получила высокие оценки специалистов, прочитавших о ней в российских и зарубежных научных журналах.

— По стилю жизни я математик, — признается Павел Стрижак. – Математическое моделирование – то, на что всегда делал упор. А вот работа по созданию установки оказалось совсем новой. Приятно, что вместе с коллегами результатов удалось добиться и в том, и в другом направлении.

Надежда Неизвестных

17 лет, одиннадцатиклассница Кожевниковской средней школы № 1

Секрет успеха: «Всегда делать больше, чем от тебя требуют»

Выполнять только то, что задают учителя в рамках школьной программы, Надежде Неизвестных всегда было скучно. Тот материал, который предлагали на уроках, старалась расширить и закрепить самостоятельно.

Как-то на одном из уроков речь зашла о вкладе Циолковского и Кибальчича в историю развития космонавтики. В учебнике информации оказалось совсем немного. Девушка обратилась к энциклопедиям, с интересом прочла в Интернете все, что удалось найти.

— Это оказалось так увлекательно, что я решила – о работах Циолковского должно знать как можно больше людей, — вспоминает Надя.

Но как обратить внимание сверстников на учебный материал, пусть даже столь интересный?

— Усадить школьника за книгу сейчас непросто, — рассуждает Надежда, — поэтому я решила сделать электронный фильм.

Фильм включил себя фотографии ученого, его чертежи и самое интересное из того, что довелось прочесть Наде. Исследования девушки по достоинству оценили на школьных, районных и городских научных конференциях.

За фильмом о Циолковском последовали другие электронные исследовательские работы по физике, географии, русскому языку и литературе. Сейчас в копилке Надежды шесть учебных фильмов. Их она оставляет «в наследство» учителям, выпускаясь из школы:

— Свои работы я и делала для того, чтобы ученики могли использовать их в качестве дополнительного материала, – рассказывает Надя. — Сейчас у каждого есть дома компьютер, и мне бы очень хотелось, чтобы у ребят было на нем что-то кроме компьютерных игр.

Мария Красильникова

17 лет, одиннадцатиклассница Асиновской средней школы № 2

Секрет успеха: «Составлять план и четко следовать ему»

В классическое деление на физиков и лириков Мария Красильникова не вписывается. С одной стороны, увлечение математикой, призовые места на районных и областных олимпиадах по физике и мечта стать программистом. С другой – музыкальная школа по классу фортепиано и даже изданная книга.

С книгой, кстати, получилось совершенно случайно. В прошлом году Маша стала победительницей районного конкурса «Ученик года». В процессе подготовки к нему всех участников просили написать небольшой рассказ — о земляке, на которого можно равняться:

— Тогда я решила рассказать о Геннадии Ивановиче Игнатове – биографе известного писателя Маркова, — вспоминает Маша. – А после конкурса ко мне обратились с предложением дополнить материал и издать его биографию. Что я с удовольствием и сделала.

Кроме прочего, без участия Маши не обходится ни одно школьное мероприятие. Все вокруг только удивляются — и как у нее на все времени хватает?

— В прошлом году у меня был момент, когда поняла: ничего не успеваю, — вспоминает Маша. – Тогда мама подсказала мне: составляй план дел и четко следуй ему. С тех пор я так и делаю и могу сказать – помогает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − 2 =