Смородина малой родины

Чаинские кооператоры в кризисное время берут ориентир на местное сырье

 Разговариваем с директором Чаинского хлебопищекомбината Сергеем Патраковым о пекарном производстве, о кризисе и о жизни вообще.

— А вы знаете, — говорит Сергей Александрович, — у меня ощущение, что сельская потребительская кооперация последние полтора десятка лет из кризиса и не выходила, так что никакие мировые кризисы нам не страшны.

Сказано не без иронии, но горькая соль в его словах присутствует. Многие годы хлебозавод райпо был в районе монопольным лидером хлебопечения. А теперь шесть частных пекарен поджимают его по всем направлениям. У частников меньшие накладные расходы, и хлебопекам чаинской кооперации осталось единственное конкурентное преимущество в борьбе за кошелек покупателя – качество. На предприятии работает служба технологического контроля, есть своя лаборатория качества. На пышную булку с хрустящей корочкой, которая и через три дня не теряет вкусовых свойств, всегда есть свой покупатель, даже если хлеб и подороже. В областном конкурсе предприятий хлебопечения 2008 года Чаинский ХПК отмечен дипломом губернатора как лучший производитель хлеба среди сельских пекарей.

Качество продукта – это сегодня стратегическое направление в деятельности предприятия. Складывается оно из многих факторов. Вот, например, вода для замеса теста. Огромное железорудное тело, залегающее в недрах Бакчарского, Чаинского и Колпашевского районов, делает артезианскую воду жесткой, насыщенной окисью. Но, пройдя через собственную станцию очистки, вода у кооператоров по всем показателям становится лучшей в районе.

Отказались от сухого молока, большинства вкусовых имитаторов и прочей химии при производстве кондитерских изделий. Вот уже несколько лет для производственных нужд кондитерского цеха райпо закупает молоко с подворий жителей села Ермиловка. Сметана, творог, обрат – все идет в дело. Коммерческая отдача от пункта приема молока практически нулевая (прибыль по прошлому году 17 тыс. рублей). Зато какая подмога подворьям! Это с одной стороны, а с другой — выигрыш в качестве «кондитерки».

Администрация Чаинского района ежегодно проводит акцию «Покупайте чаинское!», в рамках которой проходят выставки-ярмарки чаинских товаропроизводителей. На последней выставке-продаже, приуроченной к 8 Марта, кооператоры выставили ассортимент хлебобулочной и кондитерской продукции более 80 (!) наименований – от тортов и пирожных до ржаного хлебушка. Выставка даже некоторым старожилам открыла глаза: «Так это райпо выпекает «Бородинский» и «Купеческий»? – удивилась одна из покупательниц. – Я эти сорта постоянно покупаю, а на этикетку и не подумала взглянуть – считала, из города привозят».

Деньги на развитие – это, наверное, самое главное, что необходимо сегодня сельской кооперации. Работа на грани рентабельности не позволяет выводить из оборота значительные средства на техническое перевооружение. Хотя необходимость и эффективность этого пути доказательств не требует. Они перед глазами: два года назад хлебопищекомбинат приобрел оборудование по производству слоеного теста. Сельский потребитель с удовольствием узнал, что обозначает французское слово «круассан», а предприятие увеличило производство кондитерских изделий на 10 тонн в год.

В прошлом году с помощью главы района Владимира Столярова предприятию удалось получить льготный кредит — приобрели два тестомеса, кремовзбивальный агрегат, мукопросеиватель и другое новое оборудование.

В цехе безалкогольных напитков Сергей Александрович презентовал новинку нынешнего сезона – газированные напитки «Клюквенный» и «Брусничный».

— Газводу мы делаем только на натуральной основе. Наш фирменный напиток «Чаинский» — на смородине и шиповнике, «Сибирский» — на черемухе и чаге, «Боярский» — на боярышнике, «Черноплодный» — без разъяснений понятно, на какой рябине. Закупаем плоды и ягоды на месте, сами делаем вытяжку на спирте высшего качества из Мариинска. Аптечный препарат, а не газвода, — смеется директор. – Химии в наших напитках нет абсолютно. Если торговые предприятия Томска заинтересуются, будем разливать газводу хоть в три смены.

Сегодня на хлебопищекомбинате внедрили систему штрих-кодирования на безалкогольные напитки и кондитерские изделия.

— Теперь у нас появилась возможность поставлять свою продукцию в крупные магазины и торговые сети областного центра, — говорит директор ХПК, — причем по заманчивым оптовым ценам, с системой гибких скидок и доставкой. Кстати, кого заинтересовала наша продукция, можно позвонить и оставить заявку по телефону 8 (382-57) 2-11-70.

Максимальное использование местного сырья – это, наверное, не только экологический, но и экономически наиболее рациональный путь развития. В текущих планах кооператоров — открытие уже этим летом цеха переработки рыбы. Такой цех уже был несколько лет назад, но работал в основном на привозном морском продукте. Сейчас ориентир – на переработку местной рыбы, на поддержку местных добытчиков. В этом году кооператоры готовят бизнес-планы для участия в районном конкурсе «Бизнес-старт».

…У дикой лесной смородины не такой сладкий вкус, как у садовой. Зато полезностей в ней много больше, а какой терпкий сибирский дух! И никакому кризису его не перебить.

Вадим УТКИН

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + семнадцать =