Ядерный дебют

О секретных «атомных» перспективах и технологиях открыто говорили на круглом столе международного форума

 

Идея провести в рамках XIII Инновационного форума круглый стол по вопросам развития ядерных технологий и инноваций в атомной отрасли по меньшей мере удивила. Нет, само по себе сочетание «атомная отрасль и инновации» звучит вполне гармонично и даже родственно, поскольку сфера эта высокотехнологична по определению. Но вот увидеть тему «Развитие ядерных технологий: новые возможности для регионов» в программке, то есть в распахнутых настежь для публичного обсуждения (в том числе и иностранцами) рамках инновационного форума… Стало понятно: этот дебют прежде очень закрытого ведомства свидетельствует о существенных переменах. И перемены эти связаны в первую очередь с позиционированием Росатома в стране и регионах, о его готовности не только развивать необходимую энергетическую базу для экономики завтрашней России, но и рассказывать и даже, если надо, терпеливо разъяснять «гражданскому населению» все свои этапы и планы на этом пути.

Понятно, что главная проблема создания стартапов в атомной отрасли состоит в том, что инновационные разработки очень медленно доходят до своих потенциальных потребителей, ведь в этой сложной и закрытой сфере трудно укорениться частно-государственным структурам. А самим разработчикам не хватает опыта, инвестиций, а также выхода на рынки сбыта. Большая часть ядерных разработок делается на средства бюджета, действующих механизмов по предоставлению этих прав инновационным предпринимателям практически нет.

И все же – можно ли уже в сегодняшних условиях изменить роль не отраслевых, а общегражданских инновационных структур в развитии атомных инноваций? Есть ли у нас для этого потенциал? Готовы ли к более плотной интеграции ядерщики? Об этом говорили участники круглого стола, итоги которого «ТН» попросили прокомментировать генерального директора корпорации «Русский сверхпроводник» Александра Кацая.

Есть компетенции

– Изначально на круглом столе я планировал рассказать том, как в последние годы создавалась инновационная инфраструктура атомной отрасли: здесь сегодня существует мощная система, привлекаются игроки с мировым именем, действуют инновационные центры, много проектов пакетируются и ожидают инвесторов, продвигаются совместные проекты с Роснано… Но, послушав вопросы участников круглого стола, я решил привязать свою информацию к томской региональной специфике – осветить те направления исследований, которые можно реализовывать совместно с томичами.

– Все понимают, что базовые направления реализуются крупными отраслевыми предприятиями Росатома…

– У некоторых организаций Томска на этот счет также имеются компетенции, я думаю, их надо учитывать при реализации федеральных целевых программ (ФЦП). Есть сегменты, которые в этих ФЦП вовсе не учтены, но являются актуальными и относятся к базовым звеньям атомной отрасли. Например, вопросы обращения с радиоактивными отходами – здесь хотя и существует специальная организация, занимающаяся данными вопросами, но она это делает больше как управленческая команда. В реальности немногие предприятия ведут систематическую работу в этом направлении, чтобы вывести ее на уровень поставок готовой технологии и продукции. Скажем, проблема обращения с жидкими радиоактивными отходами очень серьезна, она будет обостряться с ростом темпов ввода новых атомных станций и вывода из эксплуатации действующих сегодня производств.

Учить и лечить

– Найдется ли место в атомных инновациях томским университетам?

– Разумеется! Вопрос подготовки кадров стоит очень остро. Каждый новый энергоблок – это несколько сотен рабочих мест, а среди российских институтов, которые готовят реакторщиков, эксплуатационщиков, очень хорошая репутация у ТПУ. Хотелось бы дальше расширять возможности этого ресурса. Тем более что есть достаточно обоснованная перспектива строительства АЭС на томской земле, что даст дополнительный импульс развитию технологий и компетенций в вашем регионе в целом. Сейчас в научных и научно-производственных предприятиях (таких как «Русский сверхпроводник») также ощущается серьезный кадровый дефицит инженеров, конструкторов, технологов.

– А какие практические направления можно активно развивать в томском НОК кроме образования?

– Например, разработку средств неразрушающего контроля с использованием рентгеновских аппаратов, которую у вас ведет НИИ интроскопии. Наш институт занимается близкой тематикой, мы ищем партнеров. И не исключено, что НИИ интроскопии станет одним из них.

Другое очень важное направление – создание медицинского оборудования и технологий для лечения онкологических, сердечно-сосудистых и иных заболеваний, обеспечение процессов их сертификации. Создание совместных мощных команд медиков, физиков и медфизиков (СибГМУ, ТПУ) существенно облегчит работу по созданию новых видов техники, которая сейчас в отрасли разворачивается быстрыми темпами.

Кроме того, в росатомовских НИИ слабо представлен сегмент, связанный с созданием автоматизированной системы управления для АЭС. В Томске очень мощная исследовательская и производственная база, ее также вполне можно было бы ориентировать в данном направлении.

Многомиллиардный рынок

– А производственникам какое может быть отведено место в атомных проектах?

– Компаниям, которые специализируются на производстве и поставках общепромышленного оборудования, я бы рекомендовал рассмотреть возможность поставки оборудования для строящихся АЭС. Один энергоблок стоит примерно 3 млрд долларов. Здесь нужно не только длинноцикловое оборудование (сами реакторы), но и арматура, трубы и так далее, а также приборы, электроника. Надо занимать конкурентные позиции на поставках такого рода продукции на все строящиеся АЭС. Этот рынок очень большой: до 2025 года в России будет построено более 20 энергоблоков и столько же за рубежом.

Собственно говоря, участие томских организаций и предприятий возможно во всех мегапроектах Росатома. В ФЦП «Развитие ядерных энерготехнологий нового поколения» (финансирование более 130 млрд рублей до 2015 года), в создании новой технологической платформы атомной энергетики, управляемого термоядерного синтеза и ряда других.

Что двигает Росатомом?

– Обсуждались ли вопросы привлечения инвестиций в инновационные проекты, которые родились и развиваются в томских или северском вузах?

– Конечно. Очень интересная и перспективная, на мой взгляд, тема – развитие фторидных технологий, которую предлагает СХК, производство сверхчистого кремния, других элементов с использованием ресурсных возможностей Томской области, в частности месторождения редкоземельных металлов.

– Считается, что главным двигателем инновационного развития малых и средних высокотехнологичных компаний является стремление к повышению конкурентоспособности. А что двигает такой махиной, как Росатом?

– Росатом тоже не монолит, в его составе более 200 предприятий разного профиля, каждое из них имеет в своей нише каких-то конкурентов. Есть и мировой рынок со своими требованиями к ядерным технологиям, от него исходит определенный заказ на решения нового поколения. Есть и объективные факторы: ситуация с топливом, необходимость вовлечение природного урана… А во время разработки основного передела всегда возникает много сопутствующих прорывных тем с выходами в медицину, промышленную диагностику, другие сферы хозяйства.

 

Справка «ТН»

Корпорация «Русский сверхпроводник» осуществляет свою деятельность при поддержке госкорпорации «Росатом». Основная цель – создание серийного производства наукоемкой электротехнической продукции для энергетики, промышленности, транспорта и медицины с использованием высокотемпературных и низкотемпературных сверхпроводников. В текущем году объем инвестиций в разработки превысит 2 млн долларов США. Компания разрабатывает перспективный план НИОКР до 2012 года и приглашает инвесторов, заинтересованные в кооперации исследовательские организации, потенциальных потребителей к сотрудничеству.

 

Корпорация «Русский сверхпроводник» подписала соглашение с некоммерческим партнерством «Агентство развития предпринимательства – Северск» о развитии проекта по производству газоаналитических приборов общепромышленного назначения.

– Направление по газоанализаторам мы прорабатывали весь прошлый год, – пояснил генеральный директор «Русского сверхпроводника» Александр Кацай. – Нынче инвестиции в доводку проекта составят 10 млн рублей.

 

Студент Северского технологического института НИЯУ «МИФИ» в ходе круглого стола интересовался, будет ли к решению главных атомных проблем привлекаться молодежь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − семь =