По уши в ливайсах

«ЕЖ» попросил дизайнера, переводчика и программиста поразмышлять о плюсах и минусах удаленной работы

В разное время фриланс называли по-разному: то калымом, то джинсой, то ливайсом. Будь ты офисный работник или безработный молодой специалист, второкурсник или талантливый школьник — список предложений на рынке удаленного труда каждый день пополняется сотнями новых пунктов. Попасть во фрилансерский штат просто: нужны компьютер с выходом в Интернет да завидная усидчивость. Правда от штата какой-нибудь крупной фирмы его отличает хотя бы то, что работодатель тебе почти ничем не обязан…

иллюстратор

На томском сайте для желающих работать удаленно freelance.tomsk.ru Прохор зарегистрирован уже два года, но до сих пор не получил ни одного заказа. Местных клиентов не устраивает дизайнерский прайс — слишком дорого. В итоге делает иллюстрации Прохор в основном для москвичей.

— В Томске дизайн стоит копейки, — объясняет он. — В городах европейской части страны гонорары выше. Своего максимума они достигают в Москве.

За два года во фрилансе Прохор уже успел сформировать свою базу клиентов и завоевать репутацию отличного иллюстратора. Так что без заказов не сидит.

— Мне повезло, — рассказывает он. — Когда я зарегистрировался на сайте free-lance.ru, меня сразу заметили: один из web-разработчиков предложил сотрудничество. Он сам работал с заказчиками, выполнял дизайн сайтов, а мне поручал делать иллюстрации. Заработок такой, как если бы я был арт-директором одного из томских рекламных агентств.

Через год творческий тандем развалился. Каждый отправился в свободное плавание. На тот момент у Прохора уже было приличное портфолио и неплохой фрилансерский опыт.

— За последние два года рынок фриланса развивался стремительно, — делится наблюдениями дизайнер. — Когда я только начинал работать, на сайтах в основном появлялись заказы от московских художников, которые искали людей, готовых выполнить их работу, но за меньшие деньги. Для провинциальных дизайнеров это были неплохие суммы, да и посредники не оставались внакладе. Сейчас же сотрудничество заказчиков и фрилансеров приобретает более официальный характер. Хотя от кидалова во фрилансе вас не сможет застраховать никто…

К вещам, омрачающим жизнь свободного художника, Прохор относит также нестабильность заказов и необходимость самому общаться с клиентами.

— Среди них нередко попадаются дурные типы или вовсе сумасшедшие, — констатирует дизайнер.

переводчик

Евгения Ташкун получила образование лингвиста-переводчика. Ей не раз приходилось «фрилансить» — выполнять устные и письменные технические переводы. Однако окунуться в свободное плавание с головой Евгения так и не рискнула. — Есть целый ряд проблем, которые возникают с переходом на полный фриланс, — объясняет она. — Это и невозможность сразу организовать постоянный поток заказов, ведь клиентская база не появится из воздуха, и проблема личной организации. По опыту знаю, что заставить себя делать каждый день определенное количество работы трудно, велик соблазн отложить на завтра. Подчас это приводит к тому, что в последнюю ночь надо перелопатить недельный объем. Такой режим отрицательно сказывается на качестве, а значит, и на твоей репутации. Но одной из главных проблем удаленной работы Евгения считает так называемую проблему перспектив: — У любого переводчика-фрилансера существует порог производительности — количество слов, которое он может перевести в день, или часов, которые он может посвятить устному переводу. Стоимость определяет рынок. Проработав несколько лет, можно достигнуть своего потолка и по объемам работы, и по оплате за нее. Скажу, что это не самые громадные деньги.

программист

Программист Павел решил, что сможет заработать фрилансом на третьем курсе университета. Несколько месяцев он штудировал мануалы по web-программированию. А когда закончил, понял: искать клиентов самостоятельно он пока не в состоянии. Да и опыта для «работы в поле» оказалось маловато. С тех пор с небольшими перерывами Павел работает в офисе:

— За все это время на фрилансе мне удалось выполнить лишь один-единственный проект — разработку электронного магазина по продаже фармацевтических препаратов, — рассказывает Павел. — Этот заказ мне достался через знакомого. Работать над ним было действительно интересно, но такие проекты — редкость.

За время работы Паша неплохо изучил рынок и пришел к выводу, что большинство заказов, которые получают фрилансеры-программисты, продиктованы желанием клиента сэкономить.

— И это желание, как правило, не регулируется ни трудовым законодательством, ни личными принципами. В этом бизнесе очень трудно заставить себя уважать, потому что слишком велико предложение рабочей силы. Поэтому я на этом рынке не задержался.

 

Даже многое повидавшему Прохору приходится порой приниматься за заказы, к которым душа не лежит.

— С одной стороны, лень губит фрилансера, — рассуждает он. — С другой — фриланс может и погубить дизайнера. В погоне за деньгами ты рискуешь просто уйти в халтуру, потерять навыки. В свое время я четко для себя определил количество заказов, над которыми могу работать. Решил, что лучше зарабатывать меньше, но при этом быть самому себе хозяином, а не рабом фриланса.

Прохор уходит в отгулы, не предупредив начальство, работает, не заключая трудовых договоров, не получает отпускных и больничных, а иногда не спит по нескольку суток. Но менять свою свободную жизнь на жизнь офисного работника категорически отказывается.

— Я получал ряд предложений от столичных рекламных агентств, — объясняет Прохор. — Максимальная сумма, на которую меня приглашали, — 2,5 тысячи долларов. Для Томска неплохо, но это не те деньги, ради которых я стал бы переезжать в Москву. Единственное, на что есть смысл менять фриланс, — собственный бизнес.

 +/-

Фрилансеру никто не обеспечит право:

— на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда;

— на своевременную оплату труда в полном размере;

— на ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с графиком отпусков;

— на обязательное социальное страхование, предусмотренное действующим законодательством.

 

Фрилансер не обязан:

— добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные действующим законодательством;

— выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

— бережно относиться к имуществу работодателя и других работников, в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества;

— выполнять установленные нормы труда;

— не давать интервью, не проводить встречи и переговоры, касающиеся деятельности организации, без разрешения ее руководства;

— способствовать созданию благоприятного делового и морального климата в организации;

— нести материальную ответственность в случае нанесения ущерба организации на основании договора о материальной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 8 =