Алексей Тимошенко: О военной реформе

Алексей Тимошенко

Алексей Тимошенко, заведующий кафедрой мировой политики ТГУ:

– В уголовных делах, которые возбуждаются по линии Министерства обороны, ничего неожиданного нет. Еще фельдмаршал Суворов говорил: «Прослужил год интендантом – можно вешать без суда». Экзотический налет этому делу придает только нахальство «гарема» Сердюкова.

Однако проводить реформу было необходимо, армию нужно было привести в соответствие с изменившейся международной обстановкой, с изменившейся внутриполитической ситуацией и с финансовыми возможностями нашего государства. И заметные изменения в армии происходили. Другой вопрос, что это делалось довольно хаотично и в реформе не было самого главного – системности.

Мировой опыт говорит о том, что военная реформа начинается с новой стратегии национальной безопасности, на основе которой формируется военная доктрина. А из военной доктрины вытекают изменения системы комплектования и организационно-штатной структуры, подготовка новых уставных документов, определяющих принципы боевой подготовки войск и их боевого применения. И уже только на этой основе армия дает заказ военной промышленности: какое вооружение, с какими тактико-техническими характеристиками и в каком количестве нужно производить. Но из этой системы подготовки и проведения реформы вырывались отдельные куски, зачастую друг с другом не связанные.

Сейчас новому руководству военного ведомства предстоит определить перспективы дальнейшего развития Вооруженных сил и обороноспособности государства. На мой взгляд, тут должен решаться целый ряд проблем.

Первая из них – развитие военной мысли, военной теории, чего мы давно не видим. Теоретиков уровня Клаузевица, Милютина, Свечина у нас нет. Сегодня имя маршала Огаркова (начальника Генштаба с 1977 по 1984 год) известно только офицерам, служившим под его началом. А вот американцы это имя прекрасно знают. Все, на чем строится сейчас американская военная стратегия, взято из его трудов («Теория воздушно-наземной операции», «Революция в военном деле», «Сетецентрическая война»).

Вторая проблема – военное образование, которое необходимо восстанавливать в соответствии с современными представлениями о его качестве. Стоит отметить, что в армии США сейчас больше половины офицеров являются выпускниками не военных училищ, а университетов. Это люди с более высоким уровнем образования, культуры и эрудиции. Например, командующий войсками специального назначения США адмирал Макрейвен не имеет профессионального военного образования, он окончил факультет журналистики в университете. А у нас система военных кафедр при вузах фактически была уничтожена.

Третья проблема – финансирование перспективных научных разработок военной техники и вооружения.

Наконец, нужно восстановить ослабленные позиции Главного разведывательного управления, в том числе существенно сокращенные войска спецназа ГРУ, самые боеспособные части российской армии, хорошо зарекомендовавшие себя в обеих чеченских войнах. А в США на фоне общего сокращения армии количество войск спецназа постоянно увеличивается, составляя сейчас около

70 тыс. человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + 8 =