Через четыре года здесь будет…

Томский Академпарк не по Маяковскому

Когда-то в другой жизни, после ареста Александра Макарова и годовалого междувластия, томские политические обозреватели (а они тогда еще были) иронизировали: оказывается, полумиллионный город может довольно долго жить без мэра и даже ничего особенно при этом не чувствовать. Спустя годы ситуация повторилась и даже пролонгировалась. Миновал год и восемь месяцев с момента, как Иван Кляйн в наручниках покинул свой кабинет.

Безмэрный город

Сказалось ли это на повседневной жизни томичей? И да, и нет. Нет – потому что транспорт продолжает ходить, детские сады и школы строиться и даже общественные пространства – облагораживаться. Да – потому что направление движения очевидно размывается, а сроки отодвигаются. Но виной тому чересчур затянувшееся «иовство» фактического главы города (исполняющий обязанности априори может заниматься тактикой, но не стратегией). Или пандемия смешала все карты? Вопрос.

К таким мыслям автора подтолкнуло последнее перед летними каникулами собрание городской думы. Кстати, оно было 21-м. В прежние раскованные времена автору наверняка пришел бы в голову заголовок «Дума сыграла в очко» или менее хулиганский вариант – «Городской парламент сорвал джек-пот». На самом деле дума, конечно, ничего не срывала, но и сыграла не очень убедительно. Она просто не приняла никакого решения по границам исторического поселения, переведя стрелки на врио губернатора. Вообще, я жалею, что не ставила где-то на полях галочки при каждом депутатском поклоне в сторону временно исполняющего обязанности губернатора. (Интересно, гордепы всерьез думают, что у него есть время отсматривать трансляции их собраний?) Хотя администрация города поступила не лучше – она просто с апреля держала поступивший из Минкульта документ под спудом, ни разу даже не показав его думцам.

Но и те не так уж рьяно за него дрались. Как минимум Андрей Петров, глава градостроительного комитета в обоих созывах, и экс-спикер Сергей Панов были в теме. То же касается и строительства Академпарка. Вопрос, что называется, с бородой. Вот и нынче его уже откладывали не раз. Бунт на корабле поднял Игорь Лютаев как депутат по Академическому округу и председатель думской комиссии по экологии. Вопрос не только вынесли на думу, но и накануне устроили встречу Лютаева с предполагаемым подрядчиком.

Как вы яхту назовете…

Ну вынесли, а дальше что? Да ничего. Депутаты в очередной раз прослушали набор малопонятных для непосвященных цифр и процентов – принятый проект планировки охватывает площадь 277 га, из них 189,2, или 73%, – это лесопарк; 63 га – спортивный кластер, 7 га – гостиничный комплекс, 2 га – коммерческие объекты… ну и так далее. Что от горы-то останется, непонятно.

– Вырубать зеленые насаждения мы ни в коем случае не собираемся, – заверил народных избранников и. о. начальника департамента архитектуры и градостроительства мэрии Сергей Чиков.

– Еще как собираетесь, – не поверил ему Лютаев.

Весь спор, по словам Чикова, сводится к тому, как все это дело обозвать: особо охраняемая территория (ООТ) или особо охраняемая природная территория (ООПТ). И это только на первый взгляд аналогично выражению «что в лоб, что по лбу». ООПТ – это такое древнее, еще махровых советских времен понятие. Разные ООПТ отличаются как по видам – от заповедника и заказника до памятника природы или вообще ботанического сада, так и по статусу – от федерального значения до местного. Но! Особо охраняемая природная территория – это такой участок земли, который, один раз в данном статусе приняв, потом замучаешься «распринимать». Правила поведения там четкие, и правовые последствия их нарушения суровые – вплоть до уголовной ответственности. Никакой чиновник такой ­головняк по доброй воле на себя не повесит.

Покопалась немножко в Сети. Так вот, в случае ООПТ закон а) запрещает уменьшать территорию ООПТ, б) вывод земель – только в случае их деградации с прирезанием дополнительной территории, в) каждая ООПТ имеет свой паспорт, определяющий конкретные детали. В том числе цели и возможности ее использования.

ООТ – немножко другая песня. Вроде бы и нельзя, но если очень хочется, то можно. Отколупнуть кусочек, проложить дорогу, построить барчик… По крайней мере в тюрьму за это точно не посадят.

Так что же все-таки будет в лесопарке Академгородка? Ответ ваш корреспондент нашел опять-таки на просторах Интернета. В «Товиках».

Овес нынче дорог

«В перспективе здесь откроются трассы для могула, стадион фристайла, лыжероллерная и горнолыжная трассы, а также появится новый парк трамплинов, спортивно-развлекательный комплекс «Академпарк», Балетная гора, сноутюбинг, трассы под велотриал, экстрим-парк, лыжный стадион, трасса «Акробатика», сноуборд-парк, конюшня с площадками для выездки, предприятия общественного питания, многоуровневый паркинг, гостиницы и гостевые домики». Многовато для одной территории, не правда ли? Это ж всего-то один склон на окраине Академгородка, а не гора Алтая. Очень понимаю местную общественность, которая от таких перспектив пришла отнюдь не в восторг. Не зря и Игорь Лютаев вместе с ними очень скептично отнесся к такой перспективе.

Справедливости ради, за годы, прошедшие после того, как идея была впервые озвучена, перспективка стала значительно более удаленной. Времена сильно изменились, и вряд ли сегодня можно рассчитывать на серьезное госфинансирование. Как и на мощных частных инвесторов. Где деньги, Зин? Этот вопрос от депутатов почему-то не прозвучал. Какие многоуровневые паркинги, какие лошадки с конюшнями?! Академгородок на зарплату молодым ученым никак денег из Минобрнауки не дождется (см. «ТН» от 24 июня 2022 года № 25 (1148), статья «Его пример другим наука») …

Так что же все-таки решили депутаты? Да ничего они не решили. После доложенной информации им было сказано: в конце июля (а до него уже рукой подать!) состоится великий и ужасный Градостроительный совет, который и определит судьбу не только Академпарка, но и всех городских территорий, занятых зелеными насаждениями. Наверное, к тому времени подоспеет и новый вариант развязки у Аникинской трассы – для этого проектировщики предложили снести лесок возле поселка Геологов, а в качестве компенсации с нынешней трассы снять асфальт и засадить ее деревьями. Как вам креативчик?

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

И вот опять мы уперлись в проблему долгосрочного планирования. С одной стороны, плохо не смотреть дальше собственного носа – тогда мы получаем Супервостоки и детские поликлиники в Зеленых Горках (спойлер: их нет). С другой – мы получаем утвержденную на уровне правительства программу «Наш Томск», рассчитанную на 2014–2018 годы и включенную в концепцию «ИНО Томск». Кто сейчас о них помнит?

Самое интересное, что последнее упоминание о «Нашем Томске» в Интернете относится к осени 2016-го. По странному стечению обстоятельств в этом же году началась эпопея с границами исторического поселения. Сейчас, похоже, уже становится хорошим тоном символическое попинывание в сторону человека, «который тогда курировал эту сферу». Прозвучало даже роковое «месть городу». Месть? За что? И в какой форме? Попинывания пока осторожные, потому как не ясно, далеко ли ушел тот «человек» и навсегда ли. Но характерные.

Кстати, а что же случилось после 2016-го? Думаю, что случились в том числе нацпроекты. То есть они были и раньше, но реализовывались не так интенсивно. Приоритеты сместились. Впервые в истории федеральный бюджет стал давать регионам серьезные деньги – на дороги, на благоустройство, на строительство школ… Как грибы росли новые жилые микрорайоны, но про транспортную доступность снова забыли, тем более про транспорт электрический. И вот уже слова про трамвай в Зеленые Горки звучат как сказочный проект со скоростным трамваем в Северск.

* * *

А в Академгородок мы съездили. Посмотрели на то, что уже там построено за эти годы, и поинтересовались у местных любителей скандинавской ходьбы, не замечено ли где хозяйственной активности. Говорят – не видели и не слышали. Обратили внимание на то, что в парке многовато сухостойных деревьев – их надо убирать, иначе через несколько лет будет как в нефтехимовском лесу – гнилье и поганки. Пожилой сторож пожаловался на заросли борщевика Сосновского вдоль дорожек. Да, этого добра хватает. А в целом понравилось. Вид – аж дух захватывает!

Автор: Марина Боброва
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 11 =