Фото: Артем Изофатов
С 20 по 22 июня депутаты Законодательной думы Томской области работали в составе пяти профильных комитетов и рассмотрели более 60 вопросов. Многие из них войдут в повестку собрания Думы 28 июня. «ТН» рассказывают о самых важных решениях.
Ночной ремонт
Комитет по законодательству одобрил в первом чтении поправки в региональный административный кодекс. Они позволят специализированным организациям ремонтировать дороги в ночное время. Действующая норма запрещает проводить эти работы с 11 вечера до 7 утра.
Проект закона поступил в областной парламент из Думы Томска.
Спецпредприятия не справляются с ремонтом только в дневное время, констатируют городские депутаты. Поэтому необходимо обеспечить правовое поле для работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования еще и ночью. С 23.00 до 07.00 по закону трудиться рабочим нельзя – грохочущая на городских улицах техника нарушает тишину и ночной сон жителей и влечет за собой штрафы. Чтобы специалисты могли приводить в порядок разбитые дороги ночью, необходимо внести изменения в статью 3.19 Кодекса Томской области «Об административных правонарушениях».
Докладчик, председатель городской Думы Сергей Панов, привел еще ряд весомых аргументов – часть дорожных работ может проводиться только ночью, и другого способа, к сожалению, нет. Дневной ремонт на узких, перегруженных транспортом дорогах создает пробки и доставляет массу неудобств томичам. Кроме того, на это лето запланирована масштабная ремонтная кампания, и предприятия уже срывают рабочие графики из-за вынужденных остановок.
– Ремонт дорог подразумевает работу тяжелой техники, отбойных молотков и так далее. Разве это нормально? Особенно в Томске – городе с плотной застройкой, – обратился к докладчику Игорь Чернышев. – Я не понимаю целесообразности этой инициативы. Сегодня организации не полностью занимают работой то время, которое отведено законом, а вы просите больше.
Депутат Фаиль Камалитов занял другую позицию:
– Мы все живем в Томске и хорошо знаем: когда начинается ремонт дорог, жители высказывают массу недовольств и спрашивают: почему нельзя это делать ночью? Нужно поддержать проект закона и дать возможность специализированным организациям работать практически круглосуточно. Люди проснутся утром, а на дорогах все готово.
– Я не против того, чтобы ночью шел ремонт, – объяснил свою позицию Игорь Чернышев. – Но одно дело – укладывать асфальт, и совсем другое – работать отбойниками. Это разные вещи. Давайте принимать решения, которые будут соответствовать духу закона и защищать людей от шума.
Спикер Оксана Козловская рассудила:
– У нас короткое лето и дефицит хорошей погоды. Остается максимум 2,5 месяца на то, чтобы выполнить запланированные объемы работ. А денег в 2017 году выделено гораздо больше, чем в предыдущие годы. Вопрос в том, как обезопасить людей от дискомфорта. Существуют многочисленные службы, которые должны обеспечивать соблюдение технологий при подготовке той или иной дороги к ремонту. Местные органы власти должны следить за тем, чтобы все шумные работы максимально выполнялись не ночью, а днем. Исключения возможны, но они не должны стать системой.
Председатель комитета по законодательству Виталий Оглезнев предложил доработать законопроект ко второму чтению к июньскому собранию Думы. Депутаты предложение поддержали.
Льготный воздух
Члены комитета по строительству, инфраструктуре и природопользованию поддержали два проекта закона по субсидированию авиаперелетов из Томска в Стрежевой и обратно. Экономя на стоимости билета, жители севера Томской области предпочитают добираться в Томск через Нижневартовск и Новосибирск. Это стоит меньше 5 тыс. рублей, но люди тратят на поездку почти целый день. Долететь на самолете из Стрежевого в Томск можно за два часа, заплатив при этом от 8 до 10,5 тыс. рублей. В результате пассажиропоток упал почти на треть, а количество рейсов авиакомпания уменьшает – есть риск сокращения до одного в день.
Законопроект «Об организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом на территории Томской области» устанавливает цену авиабилета – не выше 5 тыс. рублей для пенсионеров и молодых людей до 23 лет.
Игорь Чернышев попросил докладчика, замгубернатора Игоря Шатурного, разъяснить механизм предоставления субсидий. Вице-губернатор ответил, что полномочия законом-спутником передаются властям Стрежевого. Зампредседателя комитета Александр Шпетер уточнил, что порядок местная администрация уже разработала. Любая авиакомпания может заявиться по маршруту и перевозить льготные категории (молодежь до 23 лет, женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет) по фиксированной цене. Муниципалитет заключает соглашение с организацией, которая будет предоставлять данные о количестве перевезенных льготников, и на основании этой информации будет выплачивать компенсацию – чуть более 3 тыс. рублей за пассажира. Александр Шпетер подчеркнул, что такая практика существовала в советское время, и хорошо, что она возвращается.
– Вопросов при разработке этого закона было достаточно много, и один из них: почему мы отступаем от принципа нуждаемости, – сказала спикер Думы Оксана Козловская. – В данном случае это оправданно. Аналогичный механизм существует для полетов в Крым. И та категория пассажиров, которых мы выделяем, достаточно уязвима.
Оксана Витальевна предложила проанализировать практику правоприменения закона и по результатам внести коррективы.
Если депутаты примут законы на июньском собрании Думы в двух чтениях, то уже с 1 июля северяне полетят по льготным ценам. Цена вопроса для бюджета – 20 млн рублей.
Инновации на экспорт
Депутаты комитета по экономической политике обсудили информацию областной администрации о реализации мероприятий госпрограммы по развитию инновационной деятельности и науки в Томской области. В числе этих мероприятий – создание инновационного кластера Smart Technologies Tomsk. Он позволит решить задачу, поставленную Минэкономразвития перед регионами, – увеличение доли высокотехнологичного экспорта. Также парламентарии рассмотрели изменения в закон о планировании использования земель сельскохозяйственного назначения и об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины.
Члены бюджетно-финансового комитета одобрили законопроекты об исполнении бюджетов – Томской области и Территориального фонда ОМС за 2016 год. А также приняли изменения в закон о транспортном налоге – предлагается предоставить льготу ветеранам боевых действий и инвалидам вследствие военной травмы в отношении одного транспортного средства (с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил) по выбору налогоплательщика.
Социальное такси для аутистов
Из десяти вопросов повестки заседания комитета по труду и социальной политике четыре были посвящены людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Один из законопроектов направлен на совершенствование методики расчета субвенции по обеспечению мерами социальной поддержки (питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем) воспитанников с ОВЗ, проживающих в муниципальных (частных) образовательных организациях, и детей с ОВЗ, не проживающих в таких учреждениях. В настоящий момент норматив един для всех детей, то есть он не учитывает, дошколенок это или старшеклассник. В новой методике разработчики предлагают разделить норматив: для малышей сумма будет меньше.
Еще один момент связан с уточнением условий перерасчета субвенции, учитывающих изменения всех исходных показателей. Сейчас при определении субвенции учитывается численность обучающихся и норматив расходования. Авторы предлагают завести еще один параметр – количество дней пребывания воспитанников.
Эти поправки, по мнению разработчиков документа, обеспечат наиболее эффективное использование бюджетных средств.
Парламентарии рассмотрели инициативу депутата Галины Немцевой о предоставлении услуг социального такси семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра, не имеющим статуса «ребенок-инвалид». В Томской области 187 таких ребят. Они не могут пользоваться общественным транспортом, так как с трудом переносят шум, громкую музыку, запахи и даже прикосновение одежды. Родителям приходится возить своих детей на такси в детский сад или школу. Многим это не по карману. Автор предлагает установить четыре поездки в месяц на одного ребенка. В общей сложности на транспортные расходы потребуется 253 тыс. рублей.