Девочка в обласке

Какие желания сбываются в хантыйской мастерской

Чтобы помнили

В крови Светланы Родиковой течет гремучая смесь: по маме она хантыйка, а по отцу – украинка. В свое время Сибирь приютила немало представителей разных национальностей и сословий, которые обзаводились на новых землях семьями в союзе с местным населением. Отец Светланы, Геннадий Бабичук, был сослан с семьей в поселок Пырчино Александровского района. Здесь он вырос, женился. В браке родилось трое детей. Когда старшей, Светлане, шел шестой год, семья вслед за родней по материнской линии переехала в Усть-Тым Каргасокского района. Правда, прожили супруги вместе всего девять лет. Глава семейства погиб от пули в 27 лет.

– Вообще, я из рода Антаусовых, – ведет повествование Светлана Геннадьевна. – Наши предки промышляли рыбой. Когда отец погиб, заботы легли на меня как старшую в семье. Это было нормально: северяне с ранних лет приучали детей к работе, потому что жизнь кормильцев, как правило, была короткой: ушел в тайгу и не вернулся либо сгинул на рыбалке. Очень часто женщины в одиночку поднимали своих детей. И я, как научилась сидеть в обласке с семи-восьми лет, так и выросла в нем. Усть-Тым постоянно топило, поэтому по улицам все передвигались только на лодках.

Рядом с домом были истоки, неудивительно, что водная стихия стала для младших Антаусовых естественной средой обитания.

– Моему внуку десять лет, если бы он сейчас один отправился на обласке, я на берегу со страху просто бы пропала, – признается Светлана Геннадьевна, – а для нас тогда было нормально отправиться самостоятельно на рыбалку, река ведь кормила.

Правда, удивляет собеседница, ханты хоть и жили у воды, совсем не умели плавать. В том числе и ее мать.

– Маму звали Клавдия Герасимовна. Она была маленького ростика, с чуть раскосыми голубыми глазами и длинными черными, как смола, волосами. Седины не было совсем, – рисует словесный портрет дочь. – И лицо чистое, без единой морщинки. И это в 78 лет. Я поражалась ее хрупкости и силе духа: мамы не стало в марте, а в сентябре она еще по лесу ходила. Она и нам привила бережное отношение к природе. Эта связь продолжает жить в нас, но нужно уметь считывать ее.

Светлана Родикова признается, что, несмотря на тяжелое детство, она с теплом рассказывает о нем в 80-страничной книге «История хантыйской девочки». Автору важно было рассказать об истории рода и донести свои чувства до потомков.

Шифр в орнаменте

В отличие от жизни родителей судьба Светланы сложилась удачно. Она рано вышла замуж, вслед за первенцем родились две дочери. Сегодня у Родиковых-старших уже семеро внуков. 11 лет назад большое семейство переехало в Томск. Долго обустраивали дом на Черемошниках, а потом хозяйку как накрыло – зов предков напомнил о себе.

Несколько лет назад Светлана создала собственную творческую мастерскую. А началось все с открытых занятий в ТГПУ, которые вел сотрудник лаборатории языков народов Сибири Григорий Коротких. Там же первый руководитель межэтнической ассоциации народов Севера «Ильсат» Зоя Баскончина стала давать уроки по рукоделию. С началом пандемии, когда все позакрывалось, женщины решили продолжить занятия. Соратниц приютили Родиковы. Женщины учились делать браслеты, валять миниатюрные валеночки и сапожки. Когда правительство сняло ограничения, мастерицы вернулись на прежнее место базирования по улице Шишкова, 10, а Светлана осталась дома и стала развивать свое ремесло самостоятельно. Ее поддержал муж Сергей, который вроде бы только на время отдал свою мастерскую под коллективные сборы. А оказалось, навсегда.

Сегодня основательницу хантыйской творческой мастерской «Сарт» («Щука») приглашают для проведения мастер-классов в детские сады Томска, ДНТ «Авангард».

– Я обожаю проводить занятия во дворце, – не скрывает удовлетворения Светлана Геннадьевна. – Учу ребятишек делать традиционные хантыйские куклы акань. Их изготавливали только из новой ткани, использовать лоскутки от одежды, которая кем-то носилась, нельзя. Это чисто игровая кукла, ведь хантыйская женщина формировалась с трехлетнего возраста.

На одной из полок в мастерской приютилась миниатюрная люлька из бересты. Раньше ее дно выстилали пушком с головы утки. В такую постельку укладывалась куколка, и баюкай ее, сколько хочешь, играй в дочки-матери.

Кроме игровых кукол в мастерской много сувенирных. Есть и обереги. Ханты никогда с ними не расставались, чтобы не быть одинокими. Куклы отличаются размерами и безликостью. Вот выстроились в ряд 10-сантиметровые, а есть совсем крошечные, которые легко умещаются в ладошке. Постороннему глазу они не видны, а их владелец под полной защитой от злых сил. Изготавливая обереги, мастер каждый раз приговаривает: «Исцеляю, поправляю, завязываю, все плохое отсекаю». Готовая вещь чиста: новый хозяин может взять ее в руки и вдохнуть свою энергию.

В настоящее время в областном художественном музее проходит выставка представительниц малочисленных народов Севера Светланы Родиковой и Татьяны Легай. Для экспозиции они отобрали несколько видов хантыйского костюма, а также украшения, аксессуары, обереги, куклы, новогодние игрушки. Для посетителей выставка бесплатна, поэтому они могут ознакомиться с материалами и техниками работы, характерными для хантыйского прикладного искусства, познать зашифрованные смыслы орнаментики этого народа. Например, ромб приносит счастье, поэтому его так много в одежде. Как и монет. По словам мастерицы, чем больше бренчания и звона, тем сильнее они отгоняют злых духов. Недавно томский шаман Алексей сделал для мастерской Светланы Родиковой музыкальный инструмент, состоящий из оленьего рога с опушкой и гроздью колокольчиков. Звук напоминает детскую погремушку.

– Девушки, девушки, едем через речку быструю узорчатые коженки делать, – исполняет на хантыйском хозяйка. – Белочка, белочка, рыжая, пушистая, то туда, то сюда прыгает по веткам.

Может она сыграть и на варгане. И перед очередным погружением в работу обязательно исполнит любимую мелодию, чтобы прочувствовать себя изнутри. Всех приходящих в дом гостей она обязательно напоит травяным чаем, угостит выпечкой и расскажет о традициях своих предков.

– Вот мои пироги, мои руки и моя душа – и я всем этим с вами делюсь, – приглашает к столу хлебосольная хозяйка.

Вот мои пироги, мои руки и моя душа – и я всем этим с вами делюсь.

Дети природы

В конце ноября творческую мастерскую Светланы Родиковой посетила педагог и краевед из Сургута, которая усомнилась в хантыйских корнях хозяйки.

– Ханты – дети природы, – заметила посетительница. – У них улыбка, можно сказать, блаженная, невинная, а в тебе этого нет. Но есть хантыйская душевная простота.

«Так кто я больше?» Этот вопрос Светлана Геннадьевна задавала себе не раз. Внешне она действительно мало похожа на представительницу малочисленных народов Севера. Ростом и европейской внешностью пошла в отцовскую породу. И речь поставлена как у опытных учителей. Северянка сохраняет связь с родственниками отца, которые живут в Крыму. Ее бабушка – педагог, а двоюродная сестра – гид, проводит экскурсии по Бахчисараю. Вот и вся разгадка.

– В процессе обогащения мы забываем, кто мы изначально, для чего мы родились, – рассуждает рукодельница. – Но на уровне ДНК все работает четко!

Однажды она взялась за шитье игольницы. А потом, засомневавшись, решила найти информацию о предмете в интернете. Оказывается, размер игольницы определялся по внешним уголкам глаз, на уровне скул. Примерила на лицо, все совпало. А когда пришивала тесьму по внешней стороне игольницы, не коснулась сакрального места – середины, оставив промежуток ровно в два пальца. И это тоже совпало.

– У меня мурашки по коже, – вспоминает мастерица. – А дальше – больше. Игла была воткнута к себе, как и положено по канонам. Вот и скажите, чудеса это или проснувшаяся генетическая память.

Вообще-то, игольница считается обрядовой вещицей – по ее внешнему виду можно было определить, гордится муж своей женщиной или нет. Ведь хантыйки не только выполняли домашние и промысловые дела, но и полностью обшивали свои семьи. Сидя за работой, приговаривали: «Иголка хоть тонка и хрупка, но сила в ней велика».

По щучьему велению

Свою мастерскую хозяйка назвала «Сарт» («Щука»). Гроза водоемов, хищница. Ее никогда не называют рыбой, а именно щукой, иногда – собакой. Опытные рыбаки знают это не понаслышке.

Ханты сделали щуку своим водяным божеством, когда разглядели в щечных костях кресты. Деревянная царь-щука есть и у Светланы Родиковой.

– Это не просто игрушка, а волшебная вещь, – уверяет мастерица. – Когда у меня бывают школьники, они по очереди берут этот оберег, закрывают глаза и шепчут себе. Смотрю я на них и понимаю, вот у кого нам всем учиться надо…

Автор: Татьяна Александрова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 1 =