Дотянуться до заветной звезды…

Общий стаж педагогов и наставников из династии Ковалевых – Михайловых – Мороз составляет уже более 640 лет

Это династическое древо состоит из мощного основания, которое прирастает любовью к выбранному делу и стремлением сеять разумное, доброе, вечное, следуя призыву поэта Николая Некрасова, обращенному ко всем «сеятелям знанья на ниву народную», а также из ветвей и веточек. Есть у него и молодые побеги. Более 640 лет династические традиции взращивали и укрепляли своим неустанным педагогическим трудом более 20 человек из разных поколений.

Звонок на урок

Школа, конечно, меняется. Теперь она по-другому оснащена и оборудована, отремонтирована по-современному, но есть вещи, которые вне времени.

Кабинет №6 Каргасокской школы-интерната №1 в будни, как и много лет назад, с самого раннего утра оживает. Его день начинается с приветствий, громких, а иногда секретных бесед, школьного звонка… На стенах – рисунки и аппликации с осенними листочками и деревьями. На доске ровным каллиграфическим почерком выведено: «Классная работа». Так было и, скорее всего, так будет всегда.

Сейчас по пятницам первым уроком у 4 «В» – окружающий мир. Учителю начальных классов Наталье Мороз всегда есть что рассказать и показать своим ученикам. В отдельной коробочке спрятаны несметные учительские сокровища. Там хранятся огромный жук, змеиная кожа, птичье гнездо с настоящими яйцами утки и скворца…

Наталья Павловна Мороз, в девичестве – Михайлова, работает учителем уже 37 лет. Свою любовь к школе она унаследовала от родителей, прекрасных сельских учителей – Павла Федоровича и Людмилы Александровны.

– Школа для меня с самого раннего возраста была не вторым, а родным домом, в котором кипит жизнь. Здесь всегда интересно, потому что школьная жизнь состоит не только из уроков, – говорит Наталья Мороз. Каждое воспоминание из ее детства, как яркая вспышка. Новогодние праздники, литературные вечера, маскарады… Учительские дети были обречены на участие во всех этих и других мероприятиях, даже тогда, когда еще не доросли до школьной парты и своего первого класса.

Суровая и нежная, бескрайняя…

Людмила Александровна Михайлова, в девичестве – Ковалева, не первый учитель в своей семье. Ее мама Ольга Кирилловна работала учителем начальных классов, а потом – заведующей детским садом.

– По маминой линии у нас много педагогов, – уточняет Наталья Мороз.

Училась Людмила Александровна в Сталинградском педагогическом институте имени Серафимовича. Успешно окончив его, получила распределение в Сибирь вместе со многими другими своими однокашниками. Но до суровой сибирской земли доехали всего лишь несколько человек. Остальные придумали какие-то «важные причины» и «непреодолимые препятствия».

Мог бы стать председателем

Будущий сельский учитель Павел Федорович Михайлов родился в семье сосланного из Омской области «кулака» Федора Петровича и вольной жительницы Соломеи Ивановны. Проживали они в несуществующем уже теперь селе Пенорово Каргасокского района.

Павел Михайлов был очень смышленым. В школе учился хорошо. Когда достиг 16-летнего возраста, его даже хотели назначить председателем колхоза. Но это назначение так и не состоялось, помешало спецпереселенческое прошлое его отца.

Первый свой педагогический опыт Павел Федорович получил в Калганакской начальной школе, когда ему исполнилось 20 лет. Потом он работал учителем физкультуры и воспитателем в интернате в селе Новый Тевриз. Профессиональное образование получил, находясь на службе в рядах Советской армии. Факультет русского языка и литературы Новосибирского педагогического института окончил всего за три года, экстерном.

После службы в армии Павел Михайлов вернулся в Тевризскую школу уже в качестве учителя русского языка, литературы и директора…

Вместе на всю жизнь

Воспоминания о первой своей встрече педагогическая чета пронесла через всю жизнь. Людмила Ковалева и Павел Михайлов столкнулись в дверях районного отдела народного образования.

– Мама уже знала о том, что поедет работать учителем в Тевриз, но она еще не знала, что тот молодой человек, который ей встретился в РОНО, – это директор Тевризской школы и ее будущий муж, – пересказала историю знакомства своих родителей Наталья Мороз. – У нас в семейном архиве сохранилась поздравительная телеграмма, в которой моих родителей, молодых педагогов из Тевризской школы, с днем бракосочетания поздравляет бюро райкома комсомола.

Через три года учительствования в Тевризе Михайловых перевели в соседнее, более крупное село – Средний Васюган, где они трудились 12 лет. Людмила Александровна преподавала, а Павел Федорович был еще и директором.

В Средневасюганской школе есть музейная комната. Своей историей образовательная организация, отметившая в этом году столетие, очень дорожит. Именно поэтому здесь жива память об учителях Михайловых, внесших огромный вклад в развитие и становление школьных традиций, оставивших след в сердцах своих учеников.

В школе до сих пор помнят, как нарушителей дисциплины отправляли к директору. А он вместо нравоучений приглашал хулиганов к шахматной доске, личным примером демонстрируя превосходство разума над хаосом и важность учения. А еще сохранились воспоминания о тех районных соревнованиях по баскетболу, которые проходили в стенах Средневасюганской школы. За первое место боролись хозяева спортивной площадки и команда из Каргасокской школы №1. Директор Павел Федорович так сильно болел за своих, что даже сел мимо табуретки, после того как вскочил с нее во время одного из решающих бросков. Ту игру средневасюганцы выиграли с преимуществом в одно очко…

– Думаю, что родители продолжали бы работать в Средневасюганской школе и дальше, но папу настойчиво приглашали занять должность заведующего отделом народного образования, – вспоминает Наталья Мороз.

 

Уважаемые педагоги и ветераны образования!
От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником!

В нашей Томской области, признанном на всю страну центре науки и образования, День учителя – особый праздник. Это праздник всех, кто служит молодому поколению, несет ответственность за будущее детей, а значит – будущее всей страны. Наш президент Владимир Владимирович Путин объявил нынешний год Годом педагога и наставника в знак особого уважения ко всем, кто учит, воспитывает, сеет разумное, доброе, вечное.

Растет престиж профессии учителя, улучшаются условия труда педагогов. В нынешний День знаний мы открыли современную школу в Томске и уже приступили к строительству новой. Завершили и продолжаем ремонт школ по всей области.

Желаем педагогам крепкого здоровья, радости, прилежных и успешных учеников! Пусть все у вас будет на одни пятерки!

Владимир Мазур,
губернатор Томской области.
Оксана Козловская,
председатель Законодательной думы Томской области.

 

Было у отца… три дочери

Рассказ о том, как выбирала будущую профессию, Наталья Мороз начинает «из-за печки», цитируя первые слова русской народной сказки: «Были у отца…», ну а дальше – не три сына, а три дочки… Старшие сестры, Светлана и Ольга, учились на физико-техническом факультете в университете. А она хотела стать водителем.

– Нас было несколько, и мы были первыми девочками, которым разрешили изучать автодело, – отмечает Наталья Мороз. – В школе был списанный самосвал, на нем мы и практиковались. Фигурное вождение осваивали в местечке, которое в Среднем Васюгане называют «Шаманий мыс». Учениками и ученицами мы были прилежными. Пока учились водить машину, не пострадал ни один вековой кедр.

Выбор профессии был, казалось бы, на поверхности. Любишь водить машину – будь водителем. Но сделать так что-то мешало: может, условности, а может, все-таки учительские гены.

– Я размышляла так: родители – учителя, сестры учатся в университете, а я вдруг стану водителем. И в принципе ничего плохого в этом не было. Но все-таки как-то нелогично получалось. И папа предложил: «В Томском институте открылся новый факультет – начальные классы. Попробуй!». И я решила попробовать, – так Натальей Мороз, тогда еще Михайловой, был сделан выбор ее будущей профессии. В том, что он верный, она убедилась во время своей двухмесячной самостоятельной практики, которая проходила в Мыльджинской школе. Когда молоденькая Наталья Павловна улетала оттуда, дети из ее класса долго кружили по взлетному полю, не давая вертолету подняться в небо.

Учительница первая

– Детей нужно уметь слышать. Важно понимать, что они маленькие, поэтому не могут нам, взрослым, по-настоящему возразить. А право выбора у них обязательно должно быть. Нельзя всех – под одну гребенку. В противном случае мы лишимся личностей, все будут одинаковыми, – подчеркивает, отвечая на вопрос о самом главном в учительской профессии, Наталья Мороз. – Важно научить детей учиться и доделывать каждое дело до конца. Я своим детям объясняю это так: «Представьте себе, что вы повзрослели и работаете в автомастерской. Сделали вроде бы все, но не закрутили всего лишь одну гайку, не захотели, устали. В результате – погибли люди»… А еще очень важно быть честным и справедливым. Такими были мои родители.

Она любит делать ученикам подарки. Одному из своих выпусков нашила звезды из переливающейся ткани, сказав на прощание, что этот подарок глубоко символичен.

– Потому что мы такие же яркие, как эти звезды? – спросили повзрослевшие дети у своей первой учительницы.

– Не совсем так… Потому что каждый из вас во взрослой жизни должен постараться дотянуться до своей заветной звезды, – ответила им она.

Автор: Оксана Жукова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − пять =