Экстремальный Гран-при

Как томские музыканты уверенно победили на конкурсе профессионалов

–Чтобы попасть в ми-бемоль, на него нужно заранее настраиваться. Иначе это не читается вообще, – дирижер Ольга Алёшина добивается от музыкантов определенной тональности. Инструменталисты Томского муниципального русского оркестра репетируют одну из красивых и динамичных пьес Александра Цыганкова для контрабаса с оркестром «Этно-фьюжн концертино». Они будут исполнять её на очередном концерте-встрече со зрителями. Своё выступление музыканты назвали довольно интригующе: «Невероятные приключения балалайки, или История о том, как оркестр всех победил».

Заманчивое предложение

Что за приключения такие? И почему только балалайка? Дело в том, что в середине сентября Ольге Алёшиной позвонил один из организаторов Всероссийского фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов на приз народного артиста России Александра Цыганкова и предложил томичам принять в нем участие. Причем сразу же во втором туре вместо выбывшего коллектива. А звонил завотделом музыкального искусства Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова Анатолий Цеп. Ему запомнилось яркое выступление томичей в далёком 2012 году, когда оркестр под управлением Ольги Алёшиной стал лауреатом I степени VI Всероссийского конкурса имени Н.Н. Калинина, и опытный специалист поспешил пригласить их на новое творческое состязание.

Фестиваль проходил в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», поэтому музыкантам нужно было оплатить только дорогу до Омска. Руководству городского управления культуры удалось оперативно решить финансовый вопрос. А потом пошли репетиционные авралы вперемежку с мозговым штурмом – по условиям конкурса участникам предстояло исполнить одну из пьес величайшего домриста современности, ведущего профессора РАМ имени Гнесиных Александра Цыганкова, которому нынче исполнилось 75 лет. К тому же сам юбиляр тоже обещал быть.

Все произведения этого композитора требуют от музыкантов виртуозного владения инструментом, поэтому они мало исполняются, в том числе и томичами. Но если выступать, то достойно, решили в коллективе, выбрав очень сложную пьесу Цыганкова «Волшебный замок». А потом музыканты стали подыскивать солистку и вспомнили про студентку Новосибирской консерватории Татьяну Мелкову, которая уже работала с оркестром.

Вторым конкурсным произведением стало переложение для русского оркестра фантазии на темы мюзикла «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна в аранжировке М. Головина. Как заметила Ольга Алёшина, это то, что мало исполняется, но зато хорошо получается у ее коллектива.

С тем и поехали, предварительно отыграв ряд обязательных концертов и проведя всего три полноценных репетиции.

Предельная собранность

После 13 часов дороги с ночевкой в автобусе, музыканты ранним утром уже отправились на концертную площадку.

– Да, жесткие были условия, – вспоминает дирижёр оркестра. – На репетицию отводилось всего полчаса, а программа рассчитана на 15-16 минут. Так что практически не успели почувствовать акустику зала. Но мы поставили себе задачу – очень хорошо сыграть, а иначе зачем же на конкурсы ездить.

К большому сожалению, замечает Ольга Алёшина, любой творческий коллектив перестает мечтать, когда он долго сидит на одном месте, не гастролирует, начинает закисать. А когда он в движении, тогда и рождаются амбициозные цели.

На этом фестивале томичам было сложно не только физически – после дороги сразу же на сцену, но и морально, ведь ехали почти без подготовки. Поэтому все были предельно собраны, вели себя просто идеально. Дирижёр видела глаза каждого артиста и на репетиции, и во время выступления. А музыканты ловили каждый жест своего руководителя, в котором концентрировалась энергия, мощь и самое главное, уверенность.

После исполнения конкурсной программы оркестр отправился с концертом в Омский колледж культуры и искусств. А вечером наступило время томительного ожидания – прошли в финал, чтобы участвовать в гала-концерте, или нет. Получив положительный ответ, все с облегчением выдохнули.

На гала-концерте томские музыканты выступали в составе сводного оркестра, который исполнил третью часть из второй симфонии Сергея Рахманинова и два произведения Александра Цыганкова. А потом наступила красочная церемония объявления победителей и лауреатов. По традиции начали с тех, кто занял третье место по номинациям. Дошли до первого места, а томичей все нет и нет. И, наконец, ведущие произносят, что в номинации «Муниципальные оркестры и оркестры концертных организаций» Гран-при вручается Томскому муниципальному русскому оркестру МАУ «Дворец культуры «Концертно-театральное объединение», руководитель – Алёшина Ольга Сергеевна. Это была убедительная, заслуженная, выстраданная, а самое главное, объективная победа уникального творческого коллектива из города на Томи. К диплому прилагались концертная балалайка мастера Ивана Белоусова и полная антология произведений Александра Цыганкова в электронном и нотном варианте.

К слову, на фестивале в Омске выступали музыканты 21 коллектива из 13 регионов России.

– Это было очень здорово! Кураторы окружили нас вниманием и заботой. Любые вопросы решались мгновенно. От всех исходила доброжелательность. Александр Андреевич Цыганков – человек легенда для нас, готов был окутать своей любовью всех и каждого. Сколько тёплых слов мы услышали от него! А какое счастье находиться с ним рядом на сцене, я старалась ловить каждое его слово, каждый жест, – не скрывает эмоций руководитель Томского муниципального русского оркестра Ольга Алёшина. – Мы благодарим руководство города Томска за помощь в организации нашей поездки в Омск.

Сплав опыта и молодости

В следующем году коллективу исполнится 30 лет. Он задумывался как студенческий оркестр ТГУ, которым руководил Виктор Марухленко. Первое выступление молодых музыкантов состоялось в сентябре 1994 года во время празднования Дня города, а в декабре того же года в малом зале филармонии прошёл их сольный концерт-презентация.

17 лет назад коллектив получил статус муниципального оркестра. Сейчас музыканты работают на базе Дворца культуры «Концертно-театральное объединение».

В марте 2004 года дирижёром оркестра стала выпускница Красноярской академии музыки и театра Ольга Алёшина. Через год ее назначили и художественным руководителем коллектива.

Сегодня оркестр представляет собой команду, которая взяла из студенческой поры яркую юношескую эмоциональность, тягу к оригинальности, художественным поискам и умело соединила всё это с мастерством профессионалов. Здесь по-прежнему работает Вячеслав Тамаров, стоявший у истоков рождения коллектива наряду с Виктором Марухленко. Астроном по образованию сначала играл на контрабасе, а сейчас перешел на балалайку альт.

Продолжает служить оркестру с первых дней его основания и Виталий Пивоваров. Среди старожилов – Алёна Иванова, Яна Никитина, Светлана Григорьева, Ольга Алина. Есть и молодые исполнители. Юлия Пугачёва играет на первой домре, а Елена Егоршина на басовой домре. В оркестре с нетерпением ждут еще двух молодых специалистов из Новосибирска и Красноярска.

Баянист, заходи на лезгинку

Сегодня коллектив состоит из 30 музыкантов. По оркестровым меркам это совсем небольшая команда, вот почему для гармоничного звучания каждой группы инструментов тщательно подбирается репертуар. В мелодическом багаже оркестра имеются аранжировки классических и современных симфонических произведений, эстрадных хитов, мюзиклов, джазовых композиций. Репертуарное разнообразие дает артистам возможность отточить исполнительскую технику, лучше увидеть свой собственный диапазон.

Музыкальной сенсацией стало концертное исполнение оркестром оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». Ранее за столь сложное музыкальное полотно не брался ни один коллектив такого формата. В коллекции оркестра мелодии Beatles, мюзиклы Эндрю Ллойда Вебера, фрагменты из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда».

Вдохновителем этих смелых и весьма успешных экспериментов является артист и аранжировщик оркестра Вячеслав Тамаров.

– У нас очень хорошая балалаечная группа и когда мы хотим кого-то сильно поразить или восхитить, то играем русские пьесы: выставляем все балалайки – прима, секунда, альт, бас и контрабас, – поясняет Ольга Сергеевна. – «Сидят» такие красивые треугольники разных размеров и просто заводят зал.

То же самое можно сказать и про группу баянистов. Когда пять музыкантов высаживаются, чтобы сыграть лезгинку, зрелище эмоционально непередаваемое.

– Стараемся брать такими популярными пьесами, чтобы поразить публику и это, действительно, производит эффект, потому что русские народные инструменты способны красочно и сочно себя преподнести, – замечет дирижёр.

Неудивительно, что концерты Томского муниципального оркестра под руководством Ольги Алёшиной – это всегда шикарное зрелище, прекрасный звук и завораживающее звучание народных инструментов. Очередная встреча с прекрасным состоится уже во вторник, 21 ноября.

Концерт-встреча «Невероятные приключения балалайки, или История о том, как оркестр всех победил» состоится 21 ноября в 18.30. Адрес: проспект Комсомольский, 66, 5-й этаж. Здание САХ. Вход свободный.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: пресс-служба ДК «КТО»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + 1 =