Море снаружи и внутри

Томских художников вдохновило Чёрное море

Название выставки «Черное море, белый пароход», что открылась 2 ноября в Музее славянской мифологии, вызвала в памяти веселую песенку Вилли Токарева: «Черное море, белый пароход. А я приехал в Сочи на денежный расход…».

Томск – не Сочи. Но помечтать о роскошной (или как у Токарева – «розовой») жизни у «черного моря», которое создали 66 художников, вполне можно. Выставка дает такую возможность. Пароходов, волн, чаек, тельняшек, моряков, капитанов с трубками, рыб и других морских обитателей на один квадратный метр выставочного пространства более, чем достаточно, чтобы захватило дух от романтики и восторга.

Трудно пройти мимо трех моделей кораблей Игоря Мурысева и не изумиться его точности и детальности в воссоздании исторических судов. Застываешь перед ними в немом восхищении: ты не только не представлял, как выглядел 80-пушечный линейный корабль I ранга «Нейсби» 1678 года, но даже не знал раньше о его существовании! В 2018 году эта модель на чемпионате России по судомодельному спорту получила бронзовую медаль. На выставке в музее и «Нейсби», и «Ленокс», и «Сирена», уменьшенные в 48 раз до размеров экспоната, напоминали об исторических и вымышленных героях морских сражений.

Однако не столько романтика морей и тем более не роскошная жизнь отдыхающих вдохновляла и привлекала творцов, сколько классическое сочетание основных тонов. Они прочли замысел выставки, отраженный в названии, через призму тона и линий. Что логично для художников: обращать внимание на цвет, а не на предмет. Поэтому «черное» и «белое» оказались им важнее, чем «море» и «пароход». Отсюда так много графики и черно-белой фотографии, которая работает со светом и тенью.

Идея сделать выставку с морской тематикой, но в черно-белом исполнении принадлежит члену Союза художников России, члену международной ассоциации изобразительных искусств АИАП Юнеско Юлии Астафуровой. Она кинула клич в народ – и «народ» откликнулся: художники в возрасте от 9 лет и до 70 предоставили свои работы в самых разных видах, формах, жанрах, стилях, материалах, техниках и т.д.

– Мы в течение года творили на морскую тему. Я задала условие мастерам и художникам – отказаться от цвета и работать только тоном, – призналась куратор выставки. – За счет этой строгости цвета выставка смотрится очень целостной.

Целостность и строгость замысла подчеркнута экспозицией, которую оформила дизайнер Софья Кугаевская (она же заместитель директора Первого музея славянской мифологии). Ничего лишнего, и все стильно. Более того, возникли «рифмы», не предполагаемые даже мастерами. Так Птица Секретарь работы Натальи Лебедько очень хорошо смотрится на фоне графики Екатерины Смирновой «Танцующая на волнах».

Оказалось, что у белого и черного цветов оттенков не меньше, чем у серого (он тоже присутствовал). На переходах из одной тональности в другую, из света в тень построила свою живописную композицию Анна Бакшаева «Свет – Тень-1». Да и панно Натальи Базалаевой «Снег в горах» строится по тому же «оптическому» принципу. Размещенные на этой же стене (в одной плоскости) фотографии Алексея Шелестова из серии «Эскапизм» наглядно убеждают в том, что приемы одного вида искусства можно заимствовать у другого, но работают они каждый раз по-разному.

Живопись, абстрактная ли она или фигуративная, сравнима с прозой в литературе, а графика – с поэзией. Но это восприятие субъективное. А что объективно? Безусловно, фантазия художников. Участники выставки продемонстрировали такой высокий полет творческой мысли, что перед каждым экспонатом хотелось аплодировать автору.

Юлия Астафурова объединила вокруг себя, точнее вокруг своей идеи, художников и мастеров прикладного творчества, которые работают в самых разных техниках и стилях. Из чего только не создали они свои произведения! Наряду с традиционными материалами (краски, глина, холст, бумага, картон, ткань и пр.), в дело пошли галька, деревянные «обмылки», пуговицы, нитки, капрон, синтепон, проволока, бусины, хрусталь…

Виртуозное владение разными техниками, стилями и жанрами показали такие известные в Томске мастера, как Галина Веснина (одежда, куклы), Галина и Владимир Липинские (живопись, скульптура), Олеся Цапко (куклы, ювелирные изделия, мелкая пластика). Но переплюнуть куратора выставки не удалось никому – 18 экспонатов из самых различных материалов предоставила Юлия Астафурова! Ее пароходы, птички, рыбки, русалки и другие обитатели надводного и подводного миров – отдельная глава в ненаписанной, но осязаемой и наглядной повести о морских приключениях сухопутных сибиряков.

Надо сказать, что сюжеты возникали и строились из самых разных материалов. Некоторые были навеяны литературой – картина «Старик и море» Оксаны Заика, скульптура «Пьеро на рыбалке» Ольги Зинчук. Другие подсмотрены у природы – графический лист «Морские камушки» Валерии Александровой, «Чайки» Нелли Беспалько (текстиль, батик) и «Чайки» Людмилы Морозовой (сухое валяние), «Серая ворона» Ирины Шкурат, «Рыбы» Натальи Ивановой, «33 рыбы» Лилии Трофимской (одежда, валяние), «Летучие рыбы» Светланы Смородина, которые плавали в воздухе, стояли, были изображены или «впечатаны» в ткань.

Куклы Натальи Лебедько возникли, вероятно, как отголоски киновпечатлений (та же черно-белая тема). Ее Леди Аннета и Лорд Арчер – две таксы, одетые, как британские подданные – отсылали к известным английским фильма и экранизациям романов Шарлотты Бронте, а крысы Шушера и Шушер – к знакомому с детства «Золотому ключику, или приключениям Буратино».

Хобби и профессии, связанные с морем, тоже нашли свое отражение в экспозиции: есть здесь и коллекция деревянных скульптур Константина Комкова («Адмирал и офицер военно-морского флота, 1870», «Матрос, 1870», «Офицеры флота, 1740» – все они были вырезаны и раскрашены в 2023-м), и «Рыбалка» Галины Шароглазовой, и «Морячок» из флиса Ольги Николенко, портреты моряков Дианы Соколовой, Ульяны Гачеговой, Александра Давыдова, Владимира Талбанова, портреты капитанов Полины Арбузовой, Екатерины Романовой, Тихона Критского, Софьи Тихоновой, Софьи Сумачевой, Виктории Гоголаури – это самые юные участники, им по 7-9 лет. Присутствие на «взрослой» выставке работ детей – учащихся детской художественной школы №1 – это хороший тон, и хороший знак. Детский взгляд на мир – добавляет обертоны в эту морскую симфонию.

На вернисаж участникам и гостям предложили прийти соответственно теме выставки: в черно-белом, либо в морском. Настроение приятного отдыха на берегу Черного моря создавали черно-белые клавиши синтезатора под руками Александра Петрова. Магию черно-белых линий и фактур продемонстрировала танцовщица Лана Чернявская. Она впустила в свой танец-импровизацию море, создав образ то ли русалки, то ли волны. Танец можно считать своеобразным анонсом концерта «Море внутри», который состоится в рамках выставки «Черное море. Белый пароход» 19 ноября. Окунуться в черно-белое море фантазии томских художников можно до 1 декабря в Первом музее славянской мифологии.

Автор: Татьяна Веснина
Фото: Александр Рауш

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 8 =