Как Гоголь в Тайгу ездил

Томский симфонический оркестр дал первый выездной концерт в Кузбассе

Наблюдая за тем, как упакованные в футляры музыкальные инструменты и звуковое оборудование в дорожных кейсах скрываются в чреве многоместного автобуса, мы невольно задавались вопросом: «Так ли уж важно на выезде играть в полном составе, нельзя ли обойтись походным вариантом?»

– Нельзя! – в голос отвечали нам музыканты, поясняя попутно, что они везут уже отработанную программу, и для них нет разницы между зрителем областного центра или глубинки.

В начале восьмого утра два белоснежных автобуса повезли необычных пассажиров в Тайгу. Город, являющийся транспортным узлом Западно-Сибирской железной дороги, стал первым, где прошло выездное выступление Томского академического симфонического оркестра в рамках популярного в Томске филармонического абонемента «Литература в музыке».

Аншлаг в Татьянин день

Почему именно Тайге томичи отдали приоритет?

– Наш город не избалован выступлениями симфонического оркестра, – поясняет директор Дворца культуры Тайгинского городского округа Полина Липовцева. – Мы рады, что Томская филармония откликнулась на приглашение молодых тайгинцев. Этим проектом мы открываем «пушкинский» сезон в нашем городе и отмечаем Татьянин день. Уверена, «Гоголь в музыке» станет началом долгого и интересного сотрудничества.

Полина Липовцева недавно возглавила ДК Тайги, поэтому сразу же начала искать формы взаимодействия с соседними учреждениями культуры. Томская филармония откликнулась сразу: директор Наталия Чабовская поддержала инициативу молодых тайгинцев. Результатом невидимой зрителю совместной работы межрегиональных структур стала организация выездного концерта большого творческого коллектива.

– Для меня классика, народное творчество первично, поэтому мне не все равно, что будет вбито в головы молодежи и подростков: мусорка или шкатулка, – подчеркивает Полина Липовцева. – Я также отдаю себе отчет в том, что неподготовленным зрителем симфоническая музыка будет восприниматься сложно, но здесь важно сделать первый шаг.

Тайгинцы буквально на ходу запрыгнули в последний вагон: день, когда можно было подать заявку в региональный экспертный совет, дающий «добро» конкретному учреждению на проведение мероприятия по «Пушкинской карте». А потом началась массированная реклама в пабликах и очные встречи сотрудников ДК с подробным рассказом о предстоящем проекте «Литература в музыке», созданном в Томске специально для держателей «Пушкинских карт». Большую помощь молодой команде Полины Липовцевой оказала начальник отдела по связям с общественностью Томской филармонии Ольга Суходолина.

Итогом совместной работы стал аншлаг: все 453 места в зале были проданы по «Пушкинской карте». Такого ажиотажа не припомнят даже старожилы. На самые топовые мероприятия в Тайге продавалось не более 300 билетов, а тут полный зал из учеников старших классов всех пяти школ города и филиала института железнодорожного транспорта. Чтобы всех зрителей удобно разместить, плотникам пришлось поработать над восстановлением сломанных кресел.

 

Проект «Пушкинская карта» пойдет на пользу молодым людям. Многие хотят приобщаться к нашему культурному наследию, но вынуждены на очень многом экономить. Надеюсь, что в этом смысле у них не будет такой необходимости – экономить. Они смогут это сделать в данном случае за счет государства.

Владимир Путин,
президент Российской Федерации

 

Готовность номер раз!

До начала концерта оставалось еще два часа – самое время для репетиции. Едва расставив пюпитры и стулья, музыканты начинают настраивать инструменты. Легче всего тем, кто всегда носит их с собой. Скрипки, трубы, флейты, гобои, кларнеты…

– Этот филармонический инструмент при мне уже семь лет, – указывает на трубу американского производства музыкант Александр Ступаненко.

Он рассказывает, что инструмент хоть и проехал весь путь на верхней полке автобуса, в тепле, «разогреть» его, адаптировать к температурному режиму зала все равно необходимо. Поэтому он начал репетировать еще в фойе.

К выездным концертам и гастролям Александр Ступаненко относится положительно, потому что именно дорога позволяет понять вечное – как же хорошо быть дома!

Пока музыканты репетировали на сцене, молоденькая техничка в который уже раз проходилась шваброй по зрительному залу, чтобы ни одной соринки! Все должно блестеть, ведь событие для тайгинцев далеко не рядовое.

Маэстро Игорь Берендеев пытается добиться идеального для походного концерта звука и приглушенного света боковых софитов. Специалисты по звуку и свету выполняют просьбы дирижера. Как же непросто соединить в единое целое звук, свет, музыку и исполнителей на сцене, которая явно мала для томского оркестра, еще и выход предусмотрен лишь с одной стороны. Нюансы, нюансы, нюансы. Тем не менее нет никакой паники. Все сосредоточены и погружены в свои партии и роли.

Меткий выстрел Стрельца

В проекте «Гоголь в музыке» на сцене, помимо музыкантов, работают два актера: мастер художественного слова Томской филармонии Евгений Шевелев и артист Томского ТЮЗа Олег Стрелец. Едва отработав репетицию, последний спешит в мужскую гримерку: ему предстоит перевоплотиться в классика русской литературы. Попутно делится рассказом о себе. Он родом из Парабели. Свое будущее связывал с МЧС, пока в десятом классе не прочитал для литературного вечера несколько стихов. И вот он, новый разворот: уже 15 лет Олег играет в труппе ТЮЗа. Там в постановке «Женитьба», где среди героев появляется и сам писатель, его и присмотрела музыкальный редактор, автор сценариев литературно-музыкального краеведческого проекта Томской филармонии Татьяна Веснина.

– Сейчас я использую минимальный набор грима, чтобы показать портретное сходство со своим героем. Внимание заостряю на его характерном носу, немного подкрашу бровки, глазки, усики, надену парик – и Николай Васильевич готов к выходу на сцену, – улыбается Стрелец, у которого уже был опыт сотрудничества с филармонией.

Не отказался он и от заманчивого предложения сыграть Гоголя в очередном музыкальном проекте.

– Я всегда мечтал поработать с оркестром, – признается Олег. – А здесь открыл для себя нового Гоголя. Я, например, не знал, что многие композиторы вдохновлялись героями его произведений и потом сочиняли свои собственные. Например, Римский-Корсаков оставил нам оперу «Ночь перед Рождеством», а Мусоргский оперу «Сорочинская ярмарка». Даже чешский композитор Яначек сочинил рапсодию «Тарас Бульба», а Альфред Шнитке –знаменитую «Гоголь-сюиту».

Встреча с прекрасным через десятилетия

Перед началом выступления на арт-площадке ДК прошла праздничная программа, посвященная Дню российского студенчества. Юных тайгинцев, участников Всероссийского культурного проекта «Пушкинская карта», приветствовали Александр Сергеевич с супругой и Кот ученый. Здесь же ведущие рассказали гостям о возможностях и первых результатах федеральной программы, рассчитанной на юношей и девушек от 14 до 22 лет, а затем для ребят была организована пушкинская викторина и беспроигрышная лотерея.

В этой суматохе знакомимся с местной молодежью. Владимир Пономарев и Егор Подшивалов дружат с детства. Оба парня родом из Анжеро-Судженска. Сейчас учатся на первом курсе Тайгинского института железнодорожного транспорта.

– Мне очень интересно посмотреть, что нам покажут, – не скрывает любопытства Владимир. – Это же наша культура, классика. Тем более что в последние недели три все разговоры в городе были только об этом концерте!

100% билетов на концерт томских музыкантов было продано по «Пушкинской карте» в Тайге.

С «Пушкинской картой» ребята знакомы со школы, когда этот федеральный проект только-только запускался по стране.

Первокурсники пришли в сопровождении классного руководителя Михаила Березовского. Педагог уверен, что благодаря «Пушкинской карте» у ребят появилась возможность бывать на многих культурно-образовательных мероприятиях.

Учитель Тайгинской школы № 34 Вера Яковлева привела на концерт весь девятый класс. В прошлом году она отметила 50-летний юбилей работы в педагогической сфере. В родную Тайгу вернулась сразу же после окончания историко-филологического факультета Томского госуниверситета. В душе всегда с теплом вспоминала студенческие годы.

– Пришла послушать музыку Шнитке. Когда-то в Театре на Таганке я увидела спектакль «Ревизская сказка», музыку к которому написал Альфред Шнитке. Мне так нравилось, как композитор точно подмечал музыку в зависимости от места нахождения героев. Например, как на губернаторском балу специально звучат фальшивые нотки, – вспоминает в деталях памятный концерт ветеран педагогики.

Вера Васильевна призналась, что она одинаково любит и симфоническую музыку, и русскую литературу. А Гоголя просто обожает за то, что писатель предвосхитил будущее России. Педагог говорит, что, когда читаешь «Мертвые души» в зрелом возрасте, иначе воспринимаешь произведение, нежели в школьные годы. Со временем он шире открывается для понимания. И вообще Гоголь – это такая величина, личность в литературе, которая всем нам сегодня чрезвычайно нужна.

– А «Пушкинская карта», – продолжает Вера Яковлева, – это просто замечательный проект: как он появился, оживилась театральная жизнь в городе. Уверена, что все это обогатит наших детей.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + двенадцать =