Как Томская филармония восстановила утраченные «голоса»

В день рождения Эдисона Денисова мир вновь услышит его Камерную симфонию № 1

Открытие Всероссийского фестиваля современной музыки DENISOV, который инициировала Томская филармония к 95-летию со дня рождения известного на весь мир томича Эдисона Денисова, пройдет по-настоящему современно.

События сложились так, что 24 марта концерт в БКЗ не состоялся, но Томская филармония сделала запись. Онлайн-­показ концерта начнется в день рождения Денисова – 6 апреля 2024 года в полдень. Запись будет доступна широкой аудитории ровно сутки.

На открытии фестиваля прозвучит Камерная симфония № 1 Эдисона Денисова. Даже те, кто знаком с творчеством нашего земляка, не раз ходил на концерты, где исполнялась его музыка, такого Денисова не слышали и не знают.

Во-первых, потому что это авангардное и элитарное сочинение, где господствует дух научного эксперимента. По примеру австрийского экспериментатора Эдисон Денисов сократил численность музыкантов для исполнения его Камерной симфонии до 12 человек. Как сказал сам автор Камерной симфонии, «сочинение написано для несколько уменьшенного состава камерного оркестра, который сейчас очень распространен во всем мире…».

Во-вторых, по словам Денисова, «это типичное циклическое сочинение, хотя здесь нет никакой настоящей, скажем, сонатной формы и нет никакого сонатного цикла в старом понимании слова».

В Томске это сочинение, написанное по заказу французского ансамбля Поля Мефано в 1982 году, ранее не звучало. Более того, Камерная симфония ни разу не звучала и в современной России. Последними, кто ее исполнил в Советском Союзе, были Владимир Понькин и московский Ансамбль современной музыки. И это случилось в конце 80-х.

Когда Камерная симфония была уже заявлена в программу концерта – открытия фестиваля DENISOV, оказалось, что у музыкантов нет нот. Их пришлось набирать заново.

Ситуацию комментирует руководитель фестиваля, начальник концертно-­камерного отдела Томской филармонии, музыковед Василина Сыпченко:

– Идея исполнить произведение Эдисона Денисова из его личной библиотеки, которая была передана летом 2023 года в Научную библиотеку ТГУ вдовой композитора Екатериной Денисовой-­Брюжман, возникла в процессе формирования программы концерта – открытия фестиваля. В списке переданной литературы я увидела партитуру Камерной симфонии. Так как она еще не звучала в Томске, подумала, что будет правильным ее представить на суд слушателей.

Владимир Александрович Понькин, которому предложила сыграть эту музыку, обрадовался, сказав, что лет 30 назад уже исполнял ее. Но вскоре выяснилось, что оркестровых партий или, как говорят, голосов, необходимых для исполнения произведения, в личной библиотеке Денисова нет.

Я обратилась к Екатерине Денисовой-­Брюжман, затем в Московскую консерваторию, потом в московский Ансамбль современной музыки, но… Что делать? Оставалось либо отказаться от исполнения, либо заново набрать партии по сканам партитуры, которые предоставила нам Научная библиотека ТГУ.

Таким музыкантом, который смог выполнить это важное задание в сжатые сроки, стал артист Томского академического симфонического оркестра Сергей Степанов. Он набрал заново все 12 оркестровых партий. Вернее, ноты первой части Камерной симфонии, которая и заявлена в программе.

– Это похоже на изобретение велосипеда, – первое, что сказал Сергей Степанов. – Вся Камерная симфония написана «математическим» языком. То есть взята определенная музыкальная фраза и на протяжении первой части она разрабатывается с разных позиций.

…Партитура отражает мышление композитора.

– Приходилось «изобретать велосипед», – рассказывает Степанов. – В записи у композитора ноты написаны как будто под копирку, и смещение межтактовых конфигураций у него однообразны, а программа компьютерного набора обуславливается определенными правилами музыкальной записи. Поэтому нестандартные записи композитора она рассматривает как ошибки. Чтобы прозвучало так, как у композитора, пришлось записать тот же материал, но только другими длительностями и перенося многие синкопы немного другим написанием – через тактовую черту. Во многих местах приходилось менять длительности нот, чтобы уложить в такт весь метроритмический рисунок, который задумал Эдисон Денисов.

Степанов считает, что для исполнителей Камерная симфония Денисова – не самое простое сочинение:

– Во время набора оркестровых партий я постарался набрать композиторский текст так, чтобы музыканты не задумывались, что, где и как играть. Но с сохранением авторского замысла. Хотя в партитуре все написано по-другому.

Может быть, истоки «математического письма» Эдисона Денисова стоит искать в его первом математическом образовании?

– Скорее всего, – соглашается Сергей. – Впрочем, Денисова можно в чем-то сравнить с Бахом. Баховские прелюдии и фуги – это тот же математический язык. Только у Баха музыка, привычная нам, а у Денисова – авангардная.

Автор: Татьяна Веснина
Фото: Ксения Чечельницкая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − восемь =