Кипучая энергетика и драйв

Лабораторные эксперименты Школы-студии МХАТ на сцене томской драмы

 

-Здравствуйте! А что такие грустные? – своей фирменной скороговоркой ректор Школы-студии МХАТ, заслуженный артист РФ, профессор Игорь Золотовицкий с порога разрушает официоз предстоящей пресс-конференции, посвященной проекту «Школа-студия МХАТ едет в Сибирь – открываем новые имена!».

В течение двух мартовских дней томский театр драмы стал базой для демонстрации творческих экспериментов, поставленных в лаборатории столичного вуза при МХАТ им. Чехова. Москвичи привезли в Сибирские Афины выставку работ студентов факультета сценографии и театральной технологии, познакомили с постановками первого и выпускного курсов, организовали мастер-классы по актерскому мастерству и сценической речи для труппы драмтеатра, прочитали курс лекций для будущих театральных менеджеров и художников-постановщиков, а для абитуриентов Томска и Томской области провели первый тур отборочных прослушиваний актерского факультета.

 

«Формула хороших дел»

О важности события, первого в таком формате, говорила на встрече председатель комитета региональной культурной политики областного департамента по культуре Елена Бимбаева:

– Уверена, что наши артисты вдохновятся новыми художественными идеями от совместных занятий, а у гостей останутся самые яркие впечатления от Томска и эта первая поездка станет доброй традицией для нашего дальнейшего взаимодействия.

А ректор Школы-студии МХАТ в самом начале своей приветственной речи поблагодарил компанию «СИБУР», которая организовала гастроли москвичей в рамках корпоративной программы социальных инвестиций «Формула хороших дел».

– Мы привезли на гастроли спектакли четвертого курса актерского факультета Школы-студии МХАТ, – подчеркнул Игорь Золотовицкий. – Они поставлены недавно и совсем скоро их не станет: молодые артисты будут работать в разных театрах и киностудиях. Поэтому для нас сегодня жизненно важно успеть показать наши спектакли и получить реакцию разных людей. Смотреть на сцене студентов – это как в зоопарке смотреть на молодых львов: кто-то из ребят станет непременно знаменитостью в федеральном масштабе. Попробуйте угадать, кто? Нам важно рассказать про все наши факультеты для абитуриентов Томска – факультет сценографии и театральной технологии через выставку работ студентов и выпускников и продюсерский факультет через лекцию от декана факультета и набирающего мастера курса. Это даст возможность для потенциальных абитуриентов лучше понять себя и задуматься о будущем. Мы очень благодарны всем инициативным людям, которые дали возможность состояться нашему проекту. Программа социальных инвестиций компании «СИБУР» – это инвестиция в будущее, инвестиция в изменение культурного ландшафта страны. А ради чего еще стоит жить?

Поддержка образовательных и культурных проектов одной из ведущих компаний страны и мира давно уже носит системный характер, она позволяет томичам и жителям других регионов, где расположены предприятия СИБУРа, масштабно погружаться в атмосферу творческих, спортивных и экологических меро­приятий.

– Когда лучшие из лучших приезжают и делятся своими практиками, это крайне важно. Как важно и то, чтобы специалисты и молодежь впитывали их, а в дальнейшем претворяли бы в новые интересные репертуары. Мы знаем, что в Томске много талантливых творческих людей, связанных с театральным искусством. Надеемся, что при нашей поддержке у томичей появится шанс получить неоценимый опыт и расширить свои представления о современных сценических тенденциях. Заинтересованная молодежь сможет попробовать свои силы в отборочных прослушиваниях и поступить в легендарную школу МХАТ. Уверены, что талантливый коллектив театральной Школы полюбится томскому зрителю, – заявил от имени всего коллектива генеральный директор ООО «Томскнефтехим» (СИБУР) Владимир Плешков и процитировал слова Станиславского о том, то тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит с собой запас мудрости и доброты.

 

Войти в предлагаемые обстоятельства

Во время командировки в Сибирь, пожалуй, больше всех пришлось поработать заместителю декана актерского факультета Илье Бочарниковсу. Он все время находился в контакте со своими подопечными – студентами, понимая, какая ответственность лежит на их молодых плечах. Ведь одно дело играть на малой, учебной сцене и совсем другое – заполнять собой профессиональные подмостки.

– Для них это будет большой творческий опыт, – уверен педагог. – А еще – информационно-жизненный, ведь в основном у нас учатся ребята из Москвы и западной части России. В Сибирь почти все они приехали впервые, поэтому обязательно запомнят эти гастроли.

А еще он проводил занятия для артистов томской драмы, предложив им для начала пройти базовые тренинги и повторить упражнения студентов первого курса.

– Первые пять минут они очень скептически это воспринимали, прищуриваясь, поглядывали на меня, но потом все так увлеклись, что перестали думать о том, кто из нас педагог, а кто артист. Мы хорошо провели время, я надеюсь, что они получили удовольствие, потому что я его точно за эти полтора часа получил, – с улыбкой прокомментировал итоги мастер-класса обаятельный Илья Бочарниковс.

 

«Нам бы очень хотелось, чтобы региональные театры пополнялись не только актерами, но и профессиональными специалистами в области продюсирования и сценографии.

Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ

 

Художники для сцены

Никто не будет спорить с тем, что Школа-студия МХАТ известна в первую очередь как школа актерского мастерства. Правда, в театральном сообществе все знают и о том, что она готовит еще и штучных, причем в прямом смысле слова, специалистов для оформления сцены – художников, технологов. Этому ремеслу здесь обучают студентов с 1943 года.

– Сегодня мы готовим художников пяти разных специализаций, летом появится еще магистерская программа, – делится ближайшими планами декан факультета сценографии и театральной технологии Ольга Неволина. – Есть у нас программа для профессиональной подготовки региональных специалистов.

О том, какими знаниями они в идеале должны обладать, лучше всяких слов подтверждает выставка работ студентов факультета. В ее экспозиции представлены макеты и эскизы сценографии художников-постановщиков театра, конструктивные и технологические разработки художников-технологов сцены, световые разработки художников-технологов по сценическому свету, элементы театральных костюмов и имитации драгоценных тканей художников-технологов по сценическому костюму, авторские эскизы художников по сценическому костюму.

ЦИФРА

36 представителей Школы-студии МХАТ побывали в Томске на гастролях.

 

Финансовый вопрос

Еще одну закулисную профессию, которой обучают в столичном институте, представил декан продюсерского факультета кандидат искусствоведения Александр Фокин.

Продюсер, директор, сотрудник администрации театра – как ни назови, а все они имеют отношение к этому направлению.

По словам Александра Фокина, для Школы-студии это первый такой опыт, когда комплексно выезжают все три факультета. Он также добавил, что программа «Формула хороших дел» предоставила томским абитуриентам возможность побывать на мастер-классе в Губернаторском колледже, поближе познакомиться с профессией, чтобы летом попытать свое счастье при поступлении в Москве и, отучившись, вернуться домой с новыми знаниями и навыками. 

Зашла речь и о наборе во МХАТ абитуриентов из регионов и возможном создании целевого набора. По словам Игоря Золотовицкого, пока такой механизм невозможно реализовать из-за отсутствия конкуренции на эти места.

– Но я верю, что когда-нибудь это получится, если взяться за дело серьезно. Работу нужно начинать еще за год до прослушиваний: запускать рекламу, объяснять, почему специалистам будет выгодно работать в Томске. Для регионов это может быть полезным опытом, но пока что не получается, хотя в этом есть определенная перспектива как для театров, так и для молодых актеров, – заметил Игорь Золотовицкий.

*  *  *

В первый день гастролей студенты показали класс-концерт «Белый квадрат». На следующий томичи увидели спектакль «Сон в летнюю ночь» по комедии Шекспира.

Татьяна Александрова

Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.