Марко Феррарио: «Я знаю, кто в России мешает строить доступное жилье»

Марко Феррарио, архитектор-урбанист, эксперт Евросоюза

Марко Феррарио, архитектор-урбанист, эксперт Евросоюза:

Мне бы очень хотелось доказать, что реальная возможность строить доступное малоэтажное жилье в России сегодня есть. Я не первый раз приезжаю в Россию с целью реализации концепции «Дом для каждой семьи». Вижу перемены к лучшему. В частности, в ходе предыдущего визита настаивал: стоимость земли под социальные проекты должна быть нулевой. Меня не понимали. Сейчас в России разделяют эту точку зрения.

Европейские банки (под 1% годовых) готовы кредитовать проекты комплексной застройки в РФ. В ряде стран отмечен переизбыток домов, у вас проблема доступности жилья не решена, поэтому финансы стремятся к вам, но стыковка пока не произошла. И вот почему.

Проблема №1 все-таки земля: в вашей стране занято не более 10% земли, но воспользоваться свободной крайне проблематично: земельный актив, в основном, в частных руках, отсюда сложность в подборе и формировании площадок. Владельцы земли называют себя девелоперами, но в этом случае им однозначно нужна перезагрузка. «Ищу инвестора на инфраструктуру», — слышу в России от собственников участков. Не понимаю, как можно инвестировать в инфраструктуру, не понимая конечной стоимости квадратного метра и не представляя, купят ли жилье? Пока девелопинг будет сводится к перепродажам, комплексная малоэтажная застройка так и останется в зачаточном состоянии.

Девелопер в понимании европейцев — участник проекта от начала до конца. Поэтому если кто-то готов продать землю, а после сразу теряет к ней интерес, для европейца это сигнал о рисках. Неопытность и неуверенность девелоперов на рынке банковская система чувствует и не готова открывать кредитные линии.

В своих проблемах Россия не одинока. Строители везде враждебны к новым технологиям. К тому же на рынке всегда существует пара-тройка компаний, которые лоббируют именно свою технологию. Проблема лени администрации тоже актуальна для большинства стран: чиновники не хотят расширять зону своей ответственности.

Ипотека на российский манер — еще одна проблема. Не сразу понял вашу систему и, признаться, до сих пор считаю ее алогичной. Спрашиваю в банках: сколько стоит ипотека? В ответ: от 10 до 20%. Почему такая разница? Правила должны быть четкими, унифицированными, чтобы застройщики (инвесторы) могли просчитать проект, и на берегу знать, насколько их предложения будут доступны среднему классу. Однако банки России повышают процентные ставки, сокращают сроки выплаты. Какой смысл человеку брать кредит? Чтобы купить один дом, а заплатить, как за два?

Поселок комплексной застройки — это, прежде всего, комфортная среда обитания, где есть магазины, учреждения образования, парковая зона.

Я хочу показать (для начала в масштабах Сибири) систему возможного варианта комплексной застройки, где жилье будет доступным с европейской точки зрения: семья сможет расплачиваться длительное время, ежемесячно отчисляя максимум 30-40% совокупного дохода.

Одна мысль про “Марко Феррарио: «Я знаю, кто в России мешает строить доступное жилье»

  1. Здравствуйте,мистер М.Ферреарио!
    Хочу задать вам вопрос.
    Можно ли заключить с вами договор,на прямую,по обмену моей собственности земля и дом(находится в г.Новосибирске),на готовую квартиру вашей фирмы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − пятнадцать =