Что такое неоархаика и как она связана с Чаинским районом
Примерно сотню лет назад, в 20-е годы прошлого века, простой сибирский крестьянин отрыл на горе Кулайка, сейчас она находится практически в центре «столицы» Чаинского района Томской области, клад — диковинный бронзовый котел и непонятные мелкие фигурки в виде животных, птиц, рук, сказочных существ…
Из прошлого – в настоящее
Примерно в это же время в Томске открылся областной краеведческий музей, куда в основном и попали находки. В селе же Подгорном остался его отдел — преобразованный уже в XXI веке в Музей кулайской культуры. Сама же кулайская загадка так и осталась до сих пор во многом неразгаданной. Что не помешало ей стать историческим брендом Томской области.
Даже сама датировка существования кулайской культуры является спорной. Некоторые исследователи считают: она совпадает со временем существования классического Древнего Мира – с V века до н.э. по V век н.э. То есть кулайцы были современниками древних греков, римлян и китайцев времен империи Цинь Шихуанди – строителей Великой Китайской стены.
Кем они были?
Разными исследователями кулайская культура связывается с предками самодийцев, угров, кетов… Само слово Кулайка восходит скорее всего к селькупскому «Гора духов». Мигрируя на север и на юг – до Якутии и Горного Алтая, – потомки кулайцев оставили свои следы в самых разных автохтонных, как говорят ученые, культурах.
В Советском Союзе к кулайцам относились довольно прохладно. Да, были исследования ученых, в том числе ТГУ, но для широких масс это слово ничего не значило. Тем более оно мало интересовало творцов соцреализма. Надо было случиться перестройке и кризису жанра, чтобы интерес к уникальному культурному наследию, ранее бывший чем-то глубоко периферийным, наконец-то получил возможность громко заявить о себе.
Первые выставочные проекты, объединившие художников, которые взяли на себя смелость художественного «перевода» смыслов архаических культур Сибири, состоялись в конце 1990-х и начале 2000-х. Это были проекты «Алтын-чер Саяно-Алтая. Диалог культур на пороге третьего тысячелетия», «Мифы тайги и тундры», «След» и другие. Появилось и постепенно оформилось художественное направление, которое обычно называют неоархаикой.
Произведения художников-неоархаиков — не простые этнозарисовки или иллюстрации. Это попытка «вживания» художника в образ древнего кочевника или шамана-жреца, постижения цельного, космоцентричного, мифологического в своей основе мировоззрения древних обитателей Сибири. Каждый из них делает это по-своему. Но все они могут гордо сказать о себе: «Я – кулаец!».
Кулайская культура глазами художников
Спесивцева Наталья Александровна
Родилась в 1961 году в Междуреченске Кемеровской области. Окончила Кемеровское художественное училище и Харьковский художественно-промышленный институт в 1987 году.
Член союза художников с 1995 г.
График, живописец, художник ДПИ, работает также в области дизайна и художественного проектирования.
Участник многочисленных городских и региональных выставок, автор ряда архитектурно-художественных и декоративно-монументальных проектов.
Белый круг. Бумага, цветная тушь, перо; 2014 г.
Долинский Вадим Николаевич
Родился в 1969 году в Томске. Закончил Кемеровское художественное училище. Член Творческого союза художников России; участник международных, республиканских, зональных и областных выставок.
2012 г. – золотая медаль лауреата «За мастерство и создание самобытного стиля в изобразительном искусстве» от международного фонда «Культурное достояние».
Лось. Холст, масло; 2010 г.
Визель Галина Михайловна
Родилась в Тюмени в 1941 году, сейчас живёт и работает в Ханты-Мансийске. Профессор Ханты-Мансийского института дизайна и прикладных искусств, зав. кафедрой декоративно-прикладного искусства.
Окончила Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского, отделение художественной керамики.
Член Союза художников СССР (с 1978 г.), заслуженный художник РФ (1994 г.), народный художник РФ (2005 г.).
Член-корреспондент Российской академии художеств.
Участник многочисленных городских, республиканских, всероссийских и зарубежных выставочных проектов.
В своём творчестве обращается к этническому и археологическому культурному наследию угорских народов Сибири.
Декоративная композиция «Наследие Югры». Шамот, глазури; 2014 г.