Мыслить по-новому!

В Томске прошел III Сибирский форум «Производительность и устойчивое развитие»

Политика экономического суверенитета заставляет искать новые пути повышения производительности труда. Каковы эти пути? Этот актуальный вопрос стал главным в ходе состоявшегося в Томске на прошлой неделе Сибирского форума «Производительность и устойчивое развитие». Организатором мероприятия, которое в нашем городе проходило уже третий год подряд, стали администрация Томской области и Торгово-промышленная палата региона. Форум объединил российских и зарубежных экспертов, представителей органов государственной власти, производственных компаний, региональных центров компетенций в сфере производительности труда, центров стандартизации и метрологии, экспертов Торгово– промышленной палаты России, научного сообщества компаний-участников национального проекта «Производительность труда».

Управленцы – наше всё

– Томская область по праву стала местом проведения Сибирского форума «Производительность и устойчивое развитие», – отметил, начиная мероприятие, заместитель губернатора Томской области по экономике, инвестиционной политике и имущественным отношениям Василий Потёмкин. – Мы с 2019 года активно включились в реализацию нацпроекта «Производительность труда». Уже 63 региональных предприятия вовлечены в нацпроект, бережливым технологиям обучено 1 360 сотрудников предприятий. Национальный проект «Производительность труда» доказал свою эффективность. Реализация проектов позволила нашим предприятиям в среднем увеличить выработку до 45 %, снизить время протекания процессов до 37 % и сократить незавершенное производство до 33 %. И это абсолютно безвозмездная мера поддержки для бизнеса.

В дни форума – с 1 по 5 апреля — прошло порядка 70 различных мероприятий: конференции, круглые столы на темы: «Адаптация к ограничениям рынка труда», «Клиентоцентричность и современные инструменты менеджмента», «Вклад университетов в устойчивое развитие: тенденции, перспективы, подходы к оценке», «Бережливое госуправление. Клиентоцентричность», мастер-классы, тренинги, квизы, референс-визиты, экскурсии, фабрики процессов. Но, безусловно, одним из самых интересных мероприятий, которые состоялись в дни форума, стал хакатон по производительности, в котором участвовали более 80 топ-менеджеров предприятий несырьевого сектора экономики Томской области и других регионов Сибири. А также пленарное заседание на тему «Клиентоориентированность – драйвер развития регионов».

В Томской области хакатон был организован впервые, организатором выступил Центр повышения производительности Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России. Это одно из мероприятий образовательной программы «Лидеры производительности». А сама программа – часть нацпроекта «Производительность труда», инициированного президентом Владимиром Путиным в 2019 году. Программа направлена на повышение квалификации управленцев. Это одна из системных мер поддержки бизнеса, разработанная по заказу Минэкономразвития РФ. Программа реализуется на базе ВАВТ Минэкономразвития России. До конца 2024 года обучение смогут пройти порядка 10 тысяч руководителей высшего и среднего звена предприятий обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, торговли, а так же транспортной и строительной отраслей. В Томской области к программе «Лидеры производительности» присоединились 28 предприятий. Всего обучено 108 руководителей компаний.

70 мероприятий
прошло в рамках форума.

Заразить бациллой бережливости

– В рамках хакатона мы собрали томских руководителей для того, что вместе с ними поговорить на тему производительности, показать им определенные инструменты, которыми мы пользуемся, – отметила директор Центра повышения производительности ВАВТ Минэкономразвития России, руководитель программы «Лидеры производительности» Екатерина Гришина. – Таких инструментов много, но самые главные сгруппированы вокруг четырех элементов. Это стратегия, маркетинг и продажи, управление персоналом и производство с логистикой. Вообще, любые инициативы, связанные с производительностью труда, напрямую положительно сказываются на экономике. Потому что растет эффективность предприятий, растет возможность платить сотрудникам достойную зарплату.

А каково мнение участников хакатона?

– В нашей компании, занимающейся производством электронно-лучевого оборудования, уже реализовывалась программа повышения производительности, – рассказал директор ООО «НПК ТЭТА» Григорий Семенов. – Образно говоря, нужно было заразить компанию бациллой бережливости. Мы выбрали отдельный участок производства, привлекли к решению задачи сотрудников разных уровней. Начали бороться с потерями, рассчитали правильные производственные маршруты и нам многое удалось. Мы с меньшими затратами времени и средств получили тот же или даже больший результат. То, что раньше выпускали за месяц, стали выпускать на 20% быстрее. Теперь хотим этот положительный опыт перенести на основное производство. Так что, считаю, что подобные программы однозначно приносят пользу. И нужно вовлекать в них как можно больше сотрудников, руководителей.

Сам хакатон был организован в форме некоего брейн-штурма, чем-то напоминающего знаменитую передачу «Что? Где? Когда?» За каждым из девяти столов команда из девяти человек, среди которых были реальные руководители различных предприятий, анализировала представленные организаторами кейсы российских промышленных компаний из разных отраслей: машиностроение, птицеводство и строительство. После этого участники команд разработали для них стратегию развития с учетом текущей экономической ситуации. Итогом стали конкретные решения по увеличению производительности, которые руководители смогут внедрить на своих предприятиях. В завершении хакатона были определены победители в этих трех номинациях.

«Сшить» все тематики форума

Объясняя выбор темы пленарного заседания, которая звучала как «Клиентоориентированность – драйвер развития регионов», президент Торгово-промышленной палаты Томской области Максим Костарев отметил:

– Выбранная для пленарного заседания тема — клиентоориентированность или клиентоцентричность — как нельзя лучше «сшивает» все тематики форума. Сейчас это один из ключевых трендов в организации работы государственной власти и бизнеса, выстраивание эффективных коммуникаций — это ключевой драйвер, который позволяет быстро и эффективно добиваться наилучшего результата.

– Для нас важно не останавливаться на достигнутом, – подчеркнул, выступая перед участниками пленарного заседания Василий Потёмкин. – Второй этап развития нацпроекта «Производительность труда», который начинает реализовываться, включает в себя вовлечение не только коммерческих структур, что было характерно для первого этапа, но и муниципальных и областных учреждений, учреждений медицинской сферы, сферы культуры. Это станет возможным благодаря тому, что сроки нацпроектов продлены нашим президентом.

Руководитель автономной некоммерческой организации «Российская система качества» Максим Протасов, участвуя в пленарном заседании по видеоконференцсвязи, рассказал о том, что современный мир меняется в форматах, методологии, культуре управления, какие подходы в данный момент нужно воспринимать на самом широком уровне. Он пояснил, что сегодня общество перешло от периода доминирования бюрократии к периоду клиентократии, что предполагает активное развитие личности. Это относится как к сотрудникам компаний, организаций, так и к клиентам. Сегодня, по мнению Протасова, необходимо максимальное повышение качества человеческих отношений. Переход от уже устаревшей вертикальной системы управления к новой системе с высокой степенью гибкости, самоуправляемости, автономности. Для этого несколько лет назад «Роскачество» создало Школу стратегического лидерства, базирующуюся на этих принципах. В ней уже прошли обучение около 1 200 руководителей предприятий.

– Я уверен, что без внедрения указанных мною принципов просто невозможно быстро адаптироваться к меняющимся условиям, – заключил Протасов.

Начинать с руководителей

Екатерина Гришина познакомила участников с результатами действия программы подготовки управленческих кадров «Лидеры производительности».

– Когда мы только проектировали эту программу, – рассказала Гришина, – необходимо было найти ответ на вопрос: как, обучая руководителей, меняя их мышление, сделать так, чтобы они лучше справлялись с теми серьезными задачами, которые сегодня стоят перед предприятиями? Думаю, что мы нашли ответ на этот вопрос. Наша программа – не просто 9,5 тысяч руководителей со всей России, которые прошли обучение за пять лет. Это не просто полгода их работы над конкретными проектами. Но еще и сообщество увлеченных темой эффективности бизнеса выпускников.

Гришина отметила, что в Томской области программа проявила себя очень хорошо. В регионе уже трудятся около 100 её выпускников. Но это далеко не предел.

– Мы с удовольствием будем ждать новые команды с томских предприятий, – пожелала Екатерина Алексеевна. – В первую очередь, конечно же, руководство. Потому что изменение мышления нужно начинать, прежде всего, с тех, кто руководит. А дальше уже идти по цепочке.

Директор по операционной эффективности АО «ТВЭЛ» Дмитрий Наумов рассказал о конкретном опыте реализации программы «Эффективный регион» на примере своей компании. «Эффективный регион» – это проект, реализуемый при поддержке Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» уже более, чем в 40 субъектах РФ и направленный на постоянное повышение эффективности системы государственного и муниципального управления с использованием методов и инструментов бережливого производства. В основе проекта лежит концепция управления, предполагающая максимальную ориентацию на потребителя, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь во внутренних процессах и вовлечение в работу по их оптимизации каждого сотрудника организации. Особенно познавательным оказался рассказ Наумова о «Проектном офисе» – структурном подразделении организации, контрольно-координационном органе, который определяет и развивает в организации стандарты бизнес-процессов, связанных с управлением проектами.

Клиентоцентричность и антибиотики

Ректор СибГМУ Евгений Куликов познакомил коллег с собственным опытом внедрения принципов клентоцентричности в стенах клиник СибГМУ.

– В Российской Федерации существует бесконтрольный прием антибиотиков, – посетовал ректор СибГМУ. – Когда пациент приходит к врачу либо попадает в госпитализацию, он уже, скорее всего, пропил два-три антибиотика, и они ему не помогают. Такая терапия построена на национальных данных, то есть это данные, которые не могут быть отнесены ни к Томской области, ни к конкретной больнице. Мы эту систему полностью пересмотрели. И мы назначаем антибиотики на основании своей антибиотикорезистентности в Томске, в Томской области, внутри больницы в нашем стационаре.

Куликов отметил, что система контроля устойчивости к антибиотикам, введенная в клиниках Сибирского государственного медицинского университета, позволила в два раза сократить количество повторной терапии и уменьшила время госпитализации пациентов в среднем на 15%.

Так же введение такой системы, по словам Евгения Сергеевича, способствует снижению смертности от инфекций, позволяет рационализировать расходы медицинской организации на антимикробные средства и адъювантную терапию, лечение осложнений.

Идет загрузка рекламы

Руководитель мастерской управления «Сенеж» Олег Попов познакомил собравшихся с деятельностью руководимой им компании. Напомним, что «Сенеж» — это центр дополнительного образования для подготовки управленцев трёх ключевых сфер: государства, бизнеса и общества. В мастерской развивают национальный актив страны — лидеров, готовых отвечать на вызовы времени и открывать новые возможности. Попов особо подчеркнул, что «Сенеж» активно сотрудничает с Росатомом, что очень важно.

– Это прекрасная площадка для развития навыков, – подчеркнул он. – Все лучшие практики у Росатома.

Так же Олег Евгеньевич рассказал о положительном эффекте, который оказывает участие в программах, реализуемых «Сенежем».

– Еще будучи госслужащим, я поучаствовал в одной из наших программ и могу засвидетельствовать, что она очень мне помогла, – отметил Попов. – Мы активно работаем с губернаторами, учим их правильно общаться с бизнесом. По этим программам у нас уже работает 44 региона. Согласитесь, это говорит о многом.

«Совершенство» круче «качества»

Генеральный директор ГК «Международный менеджмент, качество, сертификация» (ММКС) Алина Петиченко остановилась на принципах устойчивого развития различных организаций. Она сделала это на примере своей компании, занимающейся внедрением систем менеджмента, современных стандартов, консалтингом. Петиченко тоже вступила в обсуждение темы клиентоцентричности, отметив, что на международном уровне уже выработаны специальные стандарты клиентоцент-ричности. Особо она выделила термин «удовлетворенность».

– Есть определенная формула, которая всегда работает, – рассказала специалист. – Чтобы на один процент повысить удовлетворенность клиента, нужно на три процента поднять удовлетворенность сотрудников. Необходимо это помнить.

Так же руководитель ГК «Международный менеджмент, качество, сертификация» отметила интересный момент: в современном мире, в новых стандартах термин «качество» – считается лишь средним уровнем, над которым находится уровень более высокий, и он звучит как «совершенство».

Председатель Сибирского отделения Сбербанка Игорь Чепеньков продолжил обсуждение темы клиентоцентричности на примере Сбербанка. Он подчеркнул, что принципы клиентоцентричности, коих на данный момент сформулировано десять, стали внедряться в Сбербанке достаточно давно, с 2010 года. Так же Чепеньков рассказал о внедрении искусственного интеллекта в бизнес-процессы и новые технологии, которые могут стать достойными помощниками клиентов.

– С прошлого года в мире начал развиваться генеративный искусственный интеллект, – поделился любопытной информацией Игорь Сергеевич. – Это интеллект, который может сам создавать контент. Вообще, ожидается, что искусственный интеллект сможет радикально перестроить отрасль. Только за прошлый год в мире было доступно уже 2,5 тысяч приложений, которые использовали эту новацию.

Свое выступление Чепеньков завершил словами о том, что Сбербанк сформулировал новую трехлетнюю стратегию развития до 2026 года. Основа этой стратеги – установка на то, что Сбербанк должен стать помощником человека.

Пленарное заседание получилось увлекательным и многогранным. Причем оно не ограничилось лишь выступлением спикеров и обсуждением актуальных проблем. Так же на мероприятии были вручены награды руководителям томских предприятий – участникам нацпроекта «Производительность труда». Благодарственными письмами Администрации Томской области «За блестящее участие в программе обучения «Лидеры производительности», за активную вовлеченность в процесс обучения и командную работу» отмечены генеральный директор завода «Манотомь» Андрей Метальников, генеральный директор компании «Томский кондитер» Евгений Мельников, коммерческий директор ГК «СТРОЙПАРК» Евгений Лапинский и главный бухгалтер ООО «Самусьский ССРЗ» Светлана Быкова.

Справка «ТН»

Хакатон – своего рода соревнование, целью которого является выработка коллективного управленческого решения какой-либо актуальной проблемы.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + 5 =