Наставники, отзовитесь!

Хотелось бы в ответ услышать «да!»

Станислав Сова,
директор Томского благотворительного фонда социальной поддержки и защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

– Наставничество – наш главный флагманский проект, реализуя который мы подыскиваем наставников для ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Этим занимаемся уже на протяжении многих лет, осознавая, как важно для подростка сформировать навыки, которые помогут ему адаптироваться в жизни. То есть те цели, которые ставятся учреждением в Год педагога и наставника, для нас не новы, но акцент на них, сделанный на государственном уровне, позволит привлечь еще большее внимание общества к проблемам воспитания детей.

Мы занимаемся длительным наставничеством, когда берем под опеку подростка лет 10–12 и индивидуально подыскиваем ему взрослого человека, который сопровождает его на протяжении всего времени взросления. Напоминаю, что мы имеем дело с детьми, оставшимися без попечения родителей, и, по сути, восполняем пробел в воспитании, которое обычно происходит в семье.

Кто такой наставник? Это, как правило, не родитель, не воспитатель и не спонсор. Наш проект – о дружбе, о доверительных отношениях между подростком и взрослым человеком. Этот взрослый не обязательно должен иметь педагогическое образование. Иногда учительский опыт даже мешает: педагог привык работать с группой детей, у него другие задачи. У нашего наставника нет цели заставить подопечного подтянуться по предмету, исправить оценки, хотя это подразумевается само собой, его задача – ненавязчиво, часто на личном примере привить такие навыки и принципы, которые пригодятся ему в жизни, – трудолюбие, умение ладить с людьми, быть честным в поступках.

Если говорить о значении Года педагога и наставника, то нам как раз нужны такие люди. Где мы их ищем? Выезжаем в трудовые коллективы, где рассказываем о наставничестве, размещаем объявления в СМИ, социальных сетях. Но в этой работе нужна поддержка, потому что детей, которые хотели бы, чтобы у них был наставник, больше, чем самих наставников. В то же время многие люди сами не осознают, что обладают такими качествами, которые востребованы подростками.

Практика рождает инициативу. Раньше мы, как правило, искали наставника там, где проживает подросток. Но найти столько наставников в районах непросто. В городе для этого возможностей больше. И мы стали формировать пары: наставник из Томска, а подопечный, скажем, из Асина или Зырянки. Это сделано с прицелом, что подросток оканчивает девять классов и продолжает профессиональное обучение в Томске. Здесь уже складывается более тесный контакт между наставником и подопечным, и подросток, будучи оторванным от привычной среды, уже не чувствует себя так одиноко. Кстати, наставников мы тоже учим. Прежде чем познакомить его с подопечным, с ним работают психолог, педагог, другие специалисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + семь =