Школа: не формат?

Что было бы не лишним взять из учебного прошлого

Борис Бугаенко, директор Семилуженской средней школы Томского района, член Общественного экспертного совета при Министерстве образования РФ

 

В жизни каждого человека есть учитель, который оставил след в душе. Отвратил от дурного поступка, развил увлечение, научил отличать хорошее от плохого. 2023 год учрежден Годом педагога и наставника. Его миссия – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Сельская школа – особая территория

Я счастлив, что выбрал стезю педагога, иду по ней всю жизнь и вижу плоды своего труда. Многие мои ученики стали достойными людьми, состоялись в профессии, подают пример семейного воспитания. Этому помогают и те навыки, которые мы прививаем им не только в школе. Я, например, являюсь учредителем томского регионального отделения всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и организую работу казачьего класса, где мы культивируем в ребятах интерес к казачьей культуре, традициям Сибири, прививаем им хозяйственные навыки, воспитываем в них ответственность за свои поступки. Родители ценят это и через министерство просвещения выразили мне благодарность в рамках всероссийской общественной инициативы «Родительское признание – 2023». Также как наставник горжусь своими молодыми педагогами, которые, поработав в нашей школе и набравшись опыта, сами возглавили образовательные учреждения.

Где взаимное уважение?

Учитель – профессия особая, и не каждому дано им стать. Неслучайно, видимо, учитель у нас в дефиците. В связи с этим чего я жду от Года педагога и наставника?

Хотелось бы вернуть хотя бы частичку советского образования, которое было в период нашего обучения. Имею в виду прежде всего уважительное отношение к учителю. С надеждой смотрю на намерение повысить статус учителя в обществе. К сожалению, в последнее время в результате различных реформ сложилось так, что педагог оказался абсолютно бесправным и перед учениками, и перед их родителями. Возможно, это одна из причин, почему мало кто идет работать в школу, даже если зарплата хорошая.

Сегодня педагог находится в условиях, когда он не может сделать лишнего движения ни вправо, ни влево. Ученику ничего не скажи, замечания не сделай. А если одернул или не дай бог повысил голос, школьник тут же снимает это на телефон и отправляет родителям. Те же, часто не разобравшись, сигнализируют по инстанциям. Поэтому хотелось бы, чтобы не только дети, но и родители пересмотрели свое отношение к школе. Воспитание ребенка – это дорога с двусторонним движением, путь взаимного интереса и коллективных усилий. Успешный образовательно-воспитательный процесс невозможен без участия родителей.

Директор, в чем твои права?

Особое внимание, на мой взгляд, должно быть проявлено к сельской школе. Не секрет, что есть большая разница в технологическом оснащении школ в городе и в селе. Причем это касается не только прямого финансирования по линии органов образования (нас, например, во всем поддерживает управление образования Томского района), но и родительской поддержки. В городе у администрации школы есть больше возможности через родительские пожертвования, привлечение средств общественных организаций улучшать материально-техническую базу – оснащать кабинеты и классы современным оборудованием. На селе такой возможности нет. Как правило, у родителей небольшие заработки, а то и просто нет работы, а градообразующее предприятие, если и существует, то само сводит концы с концами.

Есть и еще один момент, связанный с правами руководителя школы по использованию целевых средств. Сейчас директор школы связан по рукам и ногам. Над ним множество надзорных органов, проводится тотальный контроль за использованием каждого бюджетного рубля. Но, если мы говорим о модернизации образовательного процесса, об улучшении оснащенности, создании современных условий для обучения детей, директору школы надо дать больше прав в выборе качественного оборудования. Ведь руководителю учреждения лучше видно, что именно нужно его школе.

Современный образовательный процесс невозможен без IT-технологий. Но как их развивать, если интернет не везде доступен? Наше село Семилужки находится всего в 22 километрах от областного центра, но интернет зависает каждые полчаса. Между тем у нас есть замечательные специалисты в ТУСУРе, ТГПУ, которые могли бы улучшить процесс передачи информации.

Вернуть распределение

И еще раз о кадрах. Было бы своевременным, если бы министерство просвещения, которое готовит кадры для школы, вернулось к практике целевого распределения специалистов. Что получается нередко сейчас? Студент учится на бюджетной основе, оканчивает бакалавриат, затем идет в магистратуру в другой вуз и частенько по другой специальности. У него два-три высших образования, а до школы он не доходит. Если говорить о целевом направлении в вуз, то, скажем, для малокомплектной или просто небольшой сельской школы в глубинке это нереально. Программа «Сельский учитель» хороша, но и она требует определенных условий – предоставления жилья, нужной инфраструктуры.

Еще бы разобраться с министерскими директивами. Поскольку я являюсь экспертом Общественного совета при министерстве образования, то был приглашен для обсуждения дополнительного внешкольного образования при участии директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Натальи Наумовой. Наталья Александровна акцентировала внимание на том, что в стране уделяется большое внимание сфере дополнительных услуг для детей, на это выделяются немалые средства. И именно этой сфере воспитания директорам школ надо уделить особое внимание, с чем трудно поспорить. Но при этом дается установка: в школе должен быть детский театр, спортклуб, хор и так далее и тому подобное. За организацию всего этого администрация школы должна отчитаться. Но хорошо, если в школе тысяча учеников, как это бывает в городе, а если в маленькой сельской школе всего 50 учащихся? Всех записывать во все кружки?

Мне кажется, надо исходить из разумного. Например, в нашем селе школа является не только образовательным учреждением, где учат детей. На территории школы находится и помещение детского сада, где размещаются дети нулевого класса – так мы подготавливаем дошколят к первому классу. Кроме того, три раза в неделю мы предоставляем школьный спортзал взрослому населению села для занятий спортом. То есть школа является неким градообразующим учреждением, которое объединяет интересы детей и взрослых. Помимо этого, как я уже упоминал, дети заняты в казачьем кружке, в «Школе безопасности». То есть каждое учебное учреждение должно идти своим путем, исходя из региональных, национальных и других особенностей. И уж поменьше бы отчетности…

Что же касается оплаты труда, то не погрешу, если скажу, что тот, кто хочет заработать, зарабатывает. В нашей школе, во всяком случае, жалоб нет. В материальной оценке учительского труда все же наметились перемены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × четыре =