Общественность обсудила градостроительную стратегию и тактику властей

TNews791_11

Проблемы развития и обустройства города всегда волновали томичей. Потому общественные слушания на тему «О градостроительной деятельности на территории Томской области» прошли с аншлагом. Организаторами их выступили Общественная палата Томской области, городская палата общественности, экспертные советы при заместителе губернатора Томской области, а модератором – ректор ТГАСУ профессор Виктор Власов.

Напутствуемые профессором Евгением Чойнзоновым, уверенным, что подобные обсуждения дают серьезный импульс качеству общественной жизни, с докладами выступили начальник Департамента архитектуры и строительства Томской области Дмитрий Ассонов и первый заместитель мэра г. Томска Евгений Паршуто. Возможность услышать из первых уст важную информацию обусловила состав обсуждения: в нем приняли участие члены саморегулируемых организаций, Союза строителей Томской области, Томской региональной организации «Союз архитекторов России», депутаты Законодательной думы Томской области и Думы города Томска, а также преподаватели, аспиранты и студенты ТГАСУ.

Обустраивать землю нужно по правилам

Актуальности проблем территориального планирования в Томской области был посвящен доклад Дмитрия Ассонова.

– Планирование является первым кирпичиком в основании градостроительства, – заявил докладчик, – а одним из его результатов являются генеральные планы городских и сельских поселений. Или, проще говоря, благодаря грамотному планированию появляются хорошо работающие правила игры или законы – как правильно застраивать и правильно эксплуатировать территорию. В области 16 муниципальных районов, четыре городских округа, три городских и 115 сельских поселений, и все они имеют схемы территориального планирования или генпланы. Система позволит в будущем принимать обоснованные решения по установлению границ районов и поселений, планировке территорий, а также переводу земель из одного назначения в другое. Определен и круг задач – координатное описание границ Томской области, муниципальных районов, городских округов, населенных пунктов и внесение сведений о них в Государственный кадастр недвижимости, подготовка проектов межевания территории населенных пунктов, утверждение нормативов градостроительного проектирования всех муниципальных образований области.

Все дело в приросте

Евгений Паршуто в своем докладе обосновал мнение, что необходимость принятия нового генплана вызвана непредусмотренными ранее обстоятельствами. Вся городская инфраструктура генплана 2007 года была рассчитана максимум на 500 тысяч человек. Ныне в городе уже на 90 тысяч больше (по естественному приросту Томск занимает второе место в России после Махачкалы), а если учесть дневную миграцию из Томского района и Северска, то все 650 тысяч. Также за эти годы произошли крупные экономические изменения – появились ОЭЗ и промпарки. Но самым ущербным было то, что прежний генплан не рассматривал Томск как город исторический.

Городу крайне нужен новый план. С помощью современного инструментария удалось получить огромный массив информации, и наконец-то пришло понимание, как устроен город, как и куда он должен развиваться.

Новый генплан рассчитывает, что к 2050 году в Томске будет 750 тысяч жителей. Для этого нужно построить еще 10 млн кв. м жилья. Объем вполне реальный. Развиваться город будет на все стороны света.

Юг – микрорайон-миллионник Южные Ворота, Академпарк, ОЭЗ, Степановка, территория бывшего завода «Сибэлектромотор».

Восток прирастет микрорайоном Супервосточный с 2 млн кв. м жилья.

Север будет расти на территории будущей агломерации – от Соснового Бора до земель около пос. Светлого.

Запад – левобережье, здесь не будет массового строительства, а будет большая рекреационно-спортивная зона.

В перспективе – две дорожные развязки, без строительства которых в ближайшие пять лет город просто встанет в пробках. Это северный узел (от северской развязки до арзовского переезда) эстакадного типа ценой 3 млрд рублей и южный узел с эстакадой и автомобильным тоннелем на 76-м км железной дороги Тайга – Томск, включая площади Южную и Транспортную, стоимостью 6 млрд рублей. Но главное – в новом генплане все должно вращаться вокруг исторического центра, главной архитектурной и ценностной доминанты Томска.

Последующее очень активное обсуждение докладов выявило разные позиции: от полного согласия до критики планов. А вот ряд родившихся идей показались весьма интересными и, возможно, окажутся в новом генплане.

Леонид Ляхович, профессор, заведующий кафедрой строительной механики ТГАСУ:

– Вопрос, который мы обсуждаем, один из сложнейших. Томск – единственный город в России, который имеет два статуса. Это статус ИНО Томск, который требует особого обустройства города, инновационного, а это очень непростая задача. Второй – исторический статус Томска. Их сложно увязать между собой. Мне кажется, общественность должна понимать сложность этих задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *