От Казановы до Мессинга и обратно

Народный артист России Евгений Князев стал первым гостем томского журналистского цеха

Для тех, кто мечтает стать артистом, он является вершителем судеб. Для поклонников театральной сцены – это просто обожаемый актёр с мощным темпераментом. А для большинства телезрителей он навсегда останется мистическим Вольфом Мессингом.

Сбежать от премьеры на… премьеру

Последняя роль, сыгранная им в кино на сегодняшний день, – председатель правления МАССОЛИТа (Московской ассоциации литераторов) Михаил Берлиоз – в новой экранизации «Мастера и Маргариты». Во время ее премьеры в столичном кинотеатре «Октябрь» Евгений Князев находился в четырех тысячах километров от Москвы. В тот день он выступал перед томской публикой с моноспектаклем «Казанова», поставленный по мотивам пьесы Марины Цветаевой «Феникс».

– Ради встречи с Томском пропускаю премьеру фильма, – начал встречу с журналистами Евгений Владимирович. – Но ничего, потом наверстаю.

Народный артист РФ, артист театра им. Вахтангова, ректор Театрального института им. Б. Щукина Евгений Князев стал первым участником нового проекта Томского отделения Союза журналистов России «Гость журналистского цеха». Вот такой фокус: уехал от одной премьеры и попал на другую.

По словам председателя томского отделения СЖР Веры Долженковой, с этого года правление запускает новую широкомасштабную акцию «Гость журналистского цеха».

Ее формат предполагает встречи томских журналистов, представляющих средства массовой информации региона, с учеными, бизнесменами, космонавтами, политиками, артистами… Томская областная государственная филармония, поддерживающая тесные связи с Томским отделением СЖР, первой распахнула двери для участников проекта.

Великая сила искусства

– Мы обещали зрителям, что к нам приедет Мессинг, и мы свое обещание сдержали, – обратилась к Евгению Князеву музыкальный редактор Томской филармонии Татьяна Веснина. – Мы обещали, что Мессинг будет играть Казанову и это сегодня случится.

Актер уже обращался к образу великого авантюриста. Когда-то молодой Евгений Князев блистал в спектакле Евгения Симонова «Три возраста Казановы», поставленном на сцене Вахтанговского театра по стихам Марины Цветаевой. Тогда, в 80-х годах прошлого столетия, он играл молодого венецианца. Сегодня актер предстает в роли 79-летнего старика.

Марина Цветаева дополнила мемуары знаменитого серцееда, сочинив предсмертную встречу Казановы с 13-летней Франциской. Погрузиться в эпоху, описанную в пьесе, публике помогала музыка Вивальди, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Шнитке в исполнении струнного квартета Томской филармонии «Фаэтон» (руководитель – Семен Промое).

Моноспектакль – сложнейшая постановочная форма. Здесь нет декораций и костюмов. Но есть высокое художественное слово и удивительная музыка. А еще талант Евгения Князева, который мастерски создает два воздушных, незримых образа, которые не только обретают тела, но и начинают жить своей жизнью. Интонации его голоса, жесты, мимика позволяют отчетливо различать двух разных людей. На протяжении часовой драмы публика с трепетом наблюдала за фантастическим перевоплощением актера.

Но это было во время спектакля, а пока московский гость охотно общался с представителями томских СМИ.

Томск люблю и помню всегда

Евгений Князев приезжает в Томск далеко не в первый раз. Очередной визит, по его собственным словам, случился с Божией помощью. Актер должен был прилететь на день раньше, но из-за болезни коллеги ему пришлось в срочном порядке заменять его на сцене. А потом на Москву в очередной раз обрушилась метель. С погодой спорить бесполезно, поэтому он решил довериться случаю: если суждено улететь, значит, так оно и будет. Все разрешилось для обеих сторон самым наилучшим образом: томичи увидели моноспектакль, а актер еще раз побывал в городе, который ему по-особому дорог и интересен.

– Томск я люблю и помню его со своей студенческой скамьи, – вспоминает гость. – Когда-то в Томском драматическом театре главным режиссером был Феликс Григорьян. А после него пригласили молодого выпускника Щукинского училища Михаила Борисова, с которым я приятельствовал. Тогда я прилетал в Томск, как к себе домой. Я смотрел многие ваши премьеры. Например, спектакль «Золотой слон». Я помню первого секретаря обкома партии Лигачева, который очень любил театр и заставлял чиновников ходить на спектакли. А те заставляли уже своих подчиненных и так далее. Я считаю, что культуру, как и образование, необходимо насаждать, нужно объяснять людям, особенно молодежи, чем отличается китч от настоящего. А для этого надо учиться. Учиться слушать классическую музыку, ходить в театры и на выставки, читать художественную литературу.

«Пушкин – это клёво!»

Евгений Князев говорит об этом на всех площадках, даже выступал на Госсовете. Он нередко приводит в пример письмо одной зрительницы, которая благодарила его за моноспектакль «Пиковая дама» по одноименному произведению Александра Пушкина. У нее подрастал сын-школьник, которого она никак не могла заставить читать классику – «старье, прошлый век». Пока парень не посмотрел «Пиковую даму» с участием актёра.

По словам матери, сначала сын сидел спиной к залу, потом стал прислушиваться, а с середины действия так увлекся, что смотрел на сцену уже не шелохнувшись. После спектакля он честно признался: «Пушкин – это клёво!»

– Если преподаватели не будут заставлять студентов учиться, говорю уже как ректор, не будут требовать с них отдачи, то рассчитывать на то, что студент поймет важность образования и свой вклад в будущее, не стоит, – заявляет Евгений Князев. – Поэтому мы ставим в театральном институте двойки за то, что студенты не читают литературу. Если ты артист, ты не можешь существовать без художественного воображения.

Но как стать этим счастливчиком, какими качествами нужно обладать, чтобы понравиться педагогам и, чтобы они вычислили тебя из тысячи мечтательных мальчиков и девочек?

– Какой бы не был рейтинг на специальности юристов, экономистов, айтишников, наша актерская профессия остается очень востребованной, у нас как был конкурс 300-400 человек на место, так он и не снижается, – утверждает ректор Театрального института им. Б. Щукина. – Важно понять главное: каждый человек рождается одаренным и талантливым. Когда он растет и развивается, у него появляется жажда творчества. А где ее реализовать, уже другой вопрос. Например, хорошие музыканты не рождаются сами по себе, а становятся такими благодаря упорным занятиям, позволяющим технически развивать пальцы. Кто в большинстве своем является двигателем их творческого развития? Родители. Это же относится и к спортсменам, и к художникам, и, конечно же, к артистам.

Но, замечает Евгений Князев, поступает в театральный вуз только тот, кому это суждено. И приводит свой случай, когда, отучившись пять лет на горного инженера в политехническом институте, он всё-таки смог попасть в заветную «Щуку». Это случилось вопреки всем правилам и законам. Но у него было непреодолимое желание получить творческую профессию и парню, родившемуся недалеко от Ясной Поляны, удалось воплотить в жизнь свою мечту.

– На вступительных экзаменах педагог всегда обращает внимание на то, как ты умеешь владеть залом. Согласитесь, – раскрывает секреты приёма творческих абитуриентов опытный педагог, – прочитать стихотворение может каждый. Но один заставит себя слушать, и ты вместе с ним увидишь все образы и картины, о которых он рассказывает, а другой просто пробубнит наизусть текст, думая, что он талант. Знаете, какое количество обиженных мам приходит ко мне, говоря о том, что их ребенок получал грамоты за чтение стихов в школе? Скажу одно: если в ребенке есть творческие ростки, педагоги их смогут разглядеть. Из пяти тысяч поступающих к конкурсу допускается сто человек, а уже из них отбираются самые-самые.

Сегодня, говорит Евгений Князев, институт им. Б.Щукина совместно с министерством просвещения и администрацией президента выступили с инициативой о создании школьных театров. Но делают они это не для того, чтобы все ученики поголовно пошли в артисты, а чтобы ребята развивали себя, больше читали, смотрели не только дешевые комедии, но и серьезные спектакли. С годами у человека возрастает желание развивать свою душу. Но для этого должна быть заложена база. И чем раньше, тем лучше.

Гость журналистского цеха с удовольствием отмечает тенденцию последних лет: отечественный зритель вновь начинает тянуться к классическим, сложным произведениям, а эстрада становится менее востребованной. Людям хочется говорить о глубоких, серьезных вещах.

– Меня лично это очень радует, и я готов принимать в этом активное участие, – заявляет Евгений Князев. – У нас в театре Вахтангова сегодня идут «Евгений Онегин», «Амадей», «Анна Каренина», «Война и мир», «Маскарад», «Каменный гость». Это все очень сложные произведения. Например, «Война и мир» идет пять часов! Сначала думали, что если не после первого, то после второго действия народ будет потихонечку расходиться, но, когда мы закончили спектакль в 12 ночи, сидел полный зал. И пока не закрылся занавес, ни один человек не покинул своего кресла. Для меня, например, это говорит о качестве нашего народа. Когда в западной прессе нас, русских, обижают, меня это не оскорбляет, потому что я знаю – они не правы! Вместе с нами, артистами, зритель готов рассуждать на темы человеческого существования, наличия Бога…

* * *

Первая встреча в рамках акции томского Союза журналистов «Гость журналистского цеха» прошла «на ура».

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 20 =