От посадки до расстрела

В Томске открылась обновленная экспозиция мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД»

Наш край богат многими памятными событиями, в том числе и своей ссыльной историей. Испокон веков в Сибирь отправляли людей за те или иные провинности. К сожалению, политическими репрессиями, которые долго официально не признавались, отметилась и советская власть, особенно в пору ее становления. Так что эта тема для томичей, что называется, не чуждая и открытие обновленного единственного в стране мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» однозначно событие всероссийского масштаба.

Знаковое место

Музей ведет свою историю еще с 90-х годов прошлого века. Тогда в подвальном помещении приметного здания по проспекту Ленина, 44, в котором с 1923 по 1944 год находилась внутренняя тюрьма Томского городского отдела ОГПУ – НКВД, была открыта первая экспозиция. Поначалу она привлекала немного посетителей, но затем стала по-настоящему знаковым местом. Музей посещали не только томичи. Сюда приезжали с экскурсиями жители других сибирских городов, ведь их, как правило, объединяла одна история. И сам музей обрастал собственной историей – он не только пополнялся экспонатами, но и становился определенным центром исследовательской работы, связанной с темой политических репрессий в регионе.

Однако время идет и требует новых подходов, использования современных технологий, да и лучших условий для посетителей, численность которых постоянно растет. Об этом всерьез задумались в 2019 году. Как рассказал старший научный сотрудник музея «Следственная тюрьма НКВД» Василий Ханевич, помещения обновленного музея теперь стали почти в два раза больше прежних. Появились зал для проведения мероприятий, гардероб, кафе, книжный магазин, центр документации и офисные пространства для сотрудников. Также экспозиция пополнилась новыми экспонатами, которые ранее не удавалось показать широкой общественности.

Было и стало

Обновленная экспозиция, презентовать которую пришли общественники, историки, священно- служители, в том числе и из других регионов, собрала множество томичей и гостей, неравнодушных к истории нашего края.

– День открытия обновленной экспозиции для меня самый знаменательный за последние 25 с лишним лет, по этому поводу я даже побрился, – пошутил Василий Ханевич. – Знаю, что есть разные мнения по поводу ново- введений, которые теперь у нас здесь есть. Мы даже завели специальную книгу отзывов. Уверен, что пройдет время и томичи привыкнут к новым экспонатам, к новым формам работы. Теперь значительно расширятся возможности для повседневной деятельности. А это важно.

Своего коллегу поддержал заместитель директора Томского областного краеведческого музея Валерий Уйманов:

– Обновленный музей включает в себя новое техническое оснащение, новый подход к рассмотрению разных аспектов нашей истории, – отметил он. – На территории Томской области не было лагерей, подобных тем, что находились в Магадане, Средней Азии, на Урале. Но здесь была огромная ссылка. Политическая – в 1920-е годы, крестьянская – в 1930-е. Убежден, что предки доб-рой половины жителей нашего региона, которые считают себя коренными, на самом деле – выходцы из среды ссыльных. Поэтому данную тему мы должны освещать. Делать это теперь станет проще, комфортнее. Появились новые площади, на которых можно проводить обсуждения, беседы, встречи, показывать фильмы, есть зона отдыха.

Чтобы помнили

Автор обновленной экспозиции Тимур Булгаков подчеркнул, что в задачи реставраторов не входило кардинально поменять экспозицию. Необходимо было лишь осмыслить ее с учетом современных веяний и знаний. Основное внимание уделили восстановлению помещения тюремного периода. Специалистами была воспроизведена аутентичная коридорная система с девятью камерами, в каждой из которых с помощью экспонатов показан путь заключенного через разные этапы репрессивной системы. От задержания до страшного итога – расстрела. Ведь таких расстрелов были тысячи. На это обратил внимание руководитель центра «Возвращенные имена» Российской национальной библиотеки, редактор Книги Памяти «Ленинградский мартиролог» Анатолий Разумов.

– Открытие в Томске обновленной экспозиции этого музея осенью именно этого года символично, – подчеркнул он, – ведь история советского государства, к сожалению, отмечена и массовым террором – только за предвоенный период наша страна потеряла из-за него около миллиона человек. Преследования по политическим мотивам продолжались и после окончания Великой Отечественной. 30 октября 1974 года Андрей Сахаров и Сергей Ковалев провозгласили День политзаключенного. И он отмечался тайно до 1988 года. Лишь в 1991 году этот день был провозглашен календарным Днем памяти жертв политических репрессий. Считаю, что подобные музеи остро необходимы, они увековечивают память о безвинно погибших людях. Пример этого музея показывает, что мы будем помнить о тех, кто пострадал из-за своих убеждений, а часто и просто без видимой причины. Мы будем издавать Книги Памяти.

Работа объединила

О гуманитарном значении музея высказался и священнослужитель Томской епархии отец Михаил.

– История нашего города, края знает множество печальных, скорбных событий, связанных с репрессиями, – отметил он. – Тем не менее это наша история. И она должна учить. Давать какой-то опыт. Умудрять. Поэтому мы должны ее знать. Полагаю, этот музей послужит духовно-нравственному воспитанию, тому, чтобы сделать нашу память более долговечной. Поможет научиться разбираться и в других событиях.

А директор Музея истории ГУЛАГа, руководитель «Фонда памяти» Роман Романов рассказал, с какими трудностями пришлось столкнуться во время реставрации помещения.

– Монтаж новой экспозиции начался в начале 2022 года, и эта работа сплотила всех нас. Она была непростой. Ведь за долгие годы у здания, в котором находится музей, сменилось множество хозяев. Не все эксплуатировали его должным образом. Поэтому накопилось множество проблем, которые пришлось оперативно решать. Кое-где мы даже обнаружили проседание фундамента. Но мы справились. Надеюсь, так же дружно будем работать и в дальнейшем.

Сама экспозиция теперь не просто расширена, она значительно поменялась. Появилось гораздо больше материалов, в основе которых лежит рассказ в хронологическом порядке с 1917 года до практически наших дней. Особое внимание авторы экспозиции уделили событиям, связанным с репрессиями на территории современной Томской области: чаинскому восстанию, назинской трагедии, массовым расстрелам в Колпашеве. В музее одна из камер сохранена в первоначальном виде. В остальных размещены тематические модули, посвященные истории массовых репрессий. В экспозиции использованы современные средства музейной деятельности – проекционные комплексы, аудиогиды и интер-активные объекты.

Мультимедиа не всегда благо?

Впрочем, не всем томичам по нраву новые веяния.

– История моей семьи тесно связана с политическими репрессиями, – рассказала профессор ТПУ Ираида Сесюнина, – из десяти моих родственников восемь были репрессированы. Моя тетя Валентина Митина, арестованная в 1927 году, находилась в камере именно этой тюрьмы. Она получила 10 лет лагерей якобы за то, что была агентом трех разведок. Выжила и участвовала в создании еще той, старой экспозиции. Поэтому я очень тщательно исследую новую экспозицию и сравниваю ее со старой. Задача любой выставки – пробудить у людей эмоции. Оставить что-то в их памяти. Повлиять на сознание. В старой версии были определенные моменты, которые цепляли посетителей. Было больше личных вещей. Вывешивалось множество оригиналов документов. Фотографии. То есть существовала та предметная наполняемость, которая пробуждала определенное настроение. А сегодня упор сделан на переход в мультимедийное пространство. И это, на мой взгляд, не всегда благо.

В будущем на территории музея запланированы дополнительные мероприятия, которые будут связаны не только с темой репрессий. В ноябре пройдут два мастер-класса на тему «Как сохранять память о прошлом?», а на декабрь запланированы уроки памяти, лекции и показы фильмов.

Автор: Андрей Суров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 15 =