Павел Назаров, директор физико-математической школы ТГУ, научный руководитель Томского физико-технического лицея

Павел Назаров:
об элитном образовании, стандартах и стремлении к усредненности

Павел Назаров, директор физико-математической школы ТГУ, научный руководитель Томского физико-технического лицея:

Павел Назаров, директор физико-математической школы ТГУ, научный руководитель Томского физико-технического лицея
Павел Назаров, директор физико-математической школы ТГУ, научный руководитель Томского физико-технического лицея

– Директор прогремевшей на прошлой неделе физматшколы НГУ, которого суд обязал привести известный на всю страну учебно-научный центр в полное соответствие российским общеобразовательным стандартам, в одном из интервью сказал: «Оставить в лицее только собственных учителей, отказавшись от профессоров и преподавателей, – это значит закрыть его». Я абсолютно с ним согласен.

Новосибирская физматшкола – настоящая кузница кадров, причем не просто талантливых, а великих в науке людей! Знаю историю его открытия – она была непростой…

Вообще, открывать физматшколы очень трудно.

Вот в Томске, в бывшей Мариинской гимназии, недавно был создан физико-технический лицей. Решение замечательное: можно собрать талантливых детей со всей области и даже из других регионов, стран (например, Казахстана), поскольку есть интернатное отделение. Обучение, проживание, питание – все бесплатно! Но пока отобрать таких детей не получается, ведь далеко не каждый родитель готов оторвать ребенка от дома. И вузовские кадры пока плохо приживаются в школах – впечатление, что их там не ждут с распростертыми объятиями, не готовы… И вообще – чтобы что-то начало получаться, должно пройти хотя бы 5-7 лет…

Но учить детей по-особому, в большем темпе, с более серьезными нагрузками, совершенно необходимо! Опыт 8-го лицея Томска показывает: несмотря на то что первый набор в профильный физматкласс не был сильным, мы его сумели нынче весьма достойно выпустить. Вывод: при большом старании можно заставить детей учиться и достигать больших успехов. Именно заставить, потому что обучение – это тяжело, это всегда насилие над личностью. В регулярных тренировках нуждается не только мышечная система спортсменов, но и мозги будущих физиков, математиков, талантливых инженеров и изобретателей. А для тренировки нужны хорошие тренеры, сами достигшие успехов в своей области.

Все говорят: нам нужно элитное образование – в науке, искусствах, спорте…

Но при этом российская начальная школа уже получила ряд настораживающих нововведений. Появились ФГОСы, а следом запись первоклассников в школы только по месту жительства. Родителей лишили права выбора учебного заведения, а одаренных детей – возможности развиваться, двигаться в темпе и с нагрузками, соответствующими их способностям. И все это ради более чем сомнительной идеи всеобщего усреднения, приведения к некоему стандарту. Получается, что на фоне многочисленных деклараций о необходимости развивать элитное образование, растить интеллектуальную элиту со школьной скамьи шаги законодателем делаются в обратном направлении.

Новосибирская история, конечно, совершенно выдающаяся, похожая на бред или анекдот: обиженная за отчисление ребенка мамаша, Рособрнадзор, сначала выдавший физматшколе лицензии на образовательные программы, а потом указавший на несоответствие ее расписания интернатским стандартам (а также на отсутствие нянь, логопедов и вожатых); потом судья, оштрафовавший НГУ за то, что лицеистов профессора и преподаватели учат, а не школьные учительницы…

История вызывает бурю эмоций – от крайнего изумления (неужели это всерьез?) до глубокой тревоги. Ведь взрослые, ответственные люди в Рособр­надзоре и в суде, живущие не на Луне, а рядом с нами, сочли, что такое их решение единственно правильное и законное! Кто же гарантирует, что завтра в томские лицеи – политехнического и госуниверситета, Академлицей, 24-ю гимназию, Светленский и т.д. – не придет строжайшее предписание усреднить и привести в соответствие программы, избавиться от научных руководителей-преподавателей и что никто не попытается превратить только что открытый в Томске физико-технический лицей в обычный интернат для сирот?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 13 =