Под знаком любви

Новый спектакль Томского театра драмы по известной комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ» получился ярким, очень веселым и совершенно неожиданным.

Гитара превращается… Превращается…

Одна из главных проблем, которую приходится решать современному режиссеру при работе с классическим текстом, это как сделать произведение актуальным для современного зрителя. Ивану Орлову хотелось, чтобы люди в театральном зале узнавали себя. Поэтому Труффальдино, главного героя написанной в 1749 году пьесы, он наделил современным статусом курьера. Чтобы прокормить себя, он хватается за все заказы подряд, и в итоге персонаж, которого играет Константин Калашников, волею судьбы устраивается на службу сразу к двум хозяевам и оказывается вовлеченным в цепь запутанных интриг.

– В центре сюжета человек, который пытается усидеть сразу на двух стульях и находится в невыносимых условиях, – поясняет режиссёр Иван Орлов. – Мы пытались найти в комическом драматическое и трагическое. Хочется, чтобы присутствующий в зале зритель понимал, что в спектакле очень жестокие предлагаемые обстоятельства. Это мир, в котором нужно выживать.

И действительно, Венеция, в которой разворачиваются события постановки, город прекрасный, праздничный, яркий и в то же время опасный. Извечное противостояние любви и смерти задано уже в одной из первых сцен спектакля. Автоматная пальба и гангстерские разборки сменяются любовной сценой Клариче (Мария Золотарёва) и Сильвио (Данила Дейкун), которые, клянясь друг другу в вечных чувствах, дуэтом очень зажигательно исполняют известный хит итальянской эстрады 1980-х «Felicita».

В «Слуге двух господ» несколько любовных линий. Основная построена на принципе «Quid pro quo» – то есть путанице. Разыскивающая своего возлюбленного Беатриче Распони (Олеся Казанцева) выдает себя за погибшего брата. Этим она создает немало проблем другой любовной паре – Клариче и Сильвио. Ввязавшийся в интриги важных господ Труффальдино тоже в конце концов обретает свою возлюбленную. Ею становится острая на язык, находчивая и мудрая Смеральдина (Елена Дзюба).

В спектакле много шуток, танцев, остроумных реприз и дивертисментов, на которые зритель с удовольствием откликается.

Возлюбленный Беатриче Флориндо (заслуженный артист России Евгений Казаков) – рок-музыкант в черном, которого преследуют гангстеры. В красивом эпизоде, когда гитара в его руках превращается в оружие, которым он побеждает злодеев, угадывается и «Десперадо», и «Танцор диско», и даже гангстерские сцены из кинокомедии «В джазе только девушки», в которых бандиты перевозили оружие в футлярах от музыкальных инструментов.

И балет, и пантомима, и клоунада

Тотальное пародирование вообще характерно для творческого почерка Ивана Орлова. Глядя на репризы Труффальдино, когда герой сражается с отбирающим у него последние минуты сладкого утреннего сна будильником или, выходя в зрительный зал, запечатывает вскрытое чужое письмо растянутым на десятки метров скотчем, невольно вспоминаешь номера Вячеслава Полунина и других артистов, работающих в жанрах клоунады и пантомимы.

Эпизод, в котором Труффальдино учит хозяина гостиницы Бригеллу (Антон Антонов), в каком порядке подавать блюда и как правильно сервировать стол, не что иное, как балет этих самых блюд. В «Слуге двух господ» несколько очень зрелищных танцевальных номеров, где драматические артисты, с которыми работали режиссер по пластике Наталья Шурганова и балетмейстер-репетитор Екатерина Авдюшина, демонстрируют отличное владение хореографией.

Стоит отметить, для артистов Томской драмы работа над этим спектаклем стала отличной возможностью отточить свое мастерство и приобрести новые навыки. Так, в театр специально был приглашен постановщик трюковой пластики, каскадер и преподаватель кафедры сценической пластики ГИТИСа Дмитрий Иванов.

– Мы искали свой собственный язык рассказа этой известной пьесы, – поясняет Иван Орлов. – Это не бытовой театр, это театр на грани буффонады или капустника в хорошем смысле слова. Дело в том, что комедия дель арте и спектакли по пьесам Гольдони были для его современников мощнейшим шоу.

Именно поэтому Иван Орлов и его постановочная команда выбрали такой театральный язык. Только для зрителей XXI века и элементы шоу были выбраны соответствующие, рассчитанные на узнавание и мгновенный отклик именно сегодня.

Курьера вызывали?

Художник постановки Никита Афанасьев признается, что работа над постановкой пьесы стала для них с режиссером своеобразным ребусом. Это нашло свое отражение в том числе и в программке к томскому «Слуге двух господ», оформленной в стиле старой компьютерной игры, где желтая голова бегает по лабиринту, поглощая попадающихся ей чудовищ. Такой лабиринт – и образ житейских хитросплетений, в которые постоянно попадает не только Труффальдино, но и остальные персонажи спектакля, и своеобразная отсылка к карте Яндекс-курьера на смартфоне.

– Наша программка – своеобразная провокация, игра в которую мы вступаем со зрителем еще до начала спектакля, – рассказывает Иван Орлов.

И в самой постановке моментов игры со зрителем очень много. Рассказывать обо всех мы не будем, скажем только, что, несмотря на «гангстерский колорит», спектакль получился ярким, солнечным и жизнеутверждающим.

А иначе и быть не могло, ведь эта постановка рождалась под знаком любви!

Автор: Наталья Бабенко
Фото: Сергей Захаров

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × четыре =